Жизненный успех человека во многом зависит от его умения общаться с другими людьми. Одной из основных составляющих общения является уверенность в себе. Уверенный в себе человек более притягателен для других, ему легче устроиться на работу, завести новое знакомство, наладить доверительные отношения с близкими людьми или, к примеру, попросить у начальника надбавку к зарплате.
Почему уверенность в себе – это необходимое условие жизненного успеха
Умение подать себя окружающим свойственно людям, имеющим высокую самооценку. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов личные качества, такие как гибкость мышления, умение вести себя в соответствии с ситуацией, а также эмпатию.
Понимая важность того, что нужно верить в себя для достижения успеха, швейцарские ученые решили найти закономерность, с помощью которой люди, не умеющие выгодно подать себя, могли бы улучшить свои ораторские навыки.
Для этого экспериментаторы привлекли 76 добровольцев из студентов, практически не имеющих опыта выступлений, но желающих улучшить свои дарования на этом поприще.
Виртуальный двойник
В качестве инструмента, способствующего развитию навыков межличностного общения, ученые выбрали метод подражания ролевой модели. Смысл метода состоит в том, что создается образ идеального поведения, вдохновляющий испытуемых, делающий их выступление более ярким, смелым и запоминающимся.
Носителями идеального образа стали созданные учеными доппельгангеры - виртуальные двойники участников эксперимента, обладающие визуальным сходством с ними. Кроме того, были созданы аватары незнакомых людей. Выступления испытуемых проходили не перед реальными людьми, а перед этими аватарами. Современный уровень развития технологий делает подобные исследования все более доступными.
Условия эксперимента
Согласно условиям эксперимента, участники выступали перед большим количеством виртуальных зрителей. Тема выступления была близкой и понятной всем испытуемым. Она касалась стоимости обучения.
С каждым добровольцем провели беседу о том, как сделать свою речь более успешной. Чтобы качество выступлений было примерно на одном уровне, студентам дали воспользоваться в своей презентации аргументами, заранее подготовленными организаторами.
После выступлений студентов разделили на две группы (критериев для разделения не было, просто случайный выбор компьютера). Участникам одной группы представили их виртуальных двойников-доппельгангеров. В другой группе людям были представлены аватары незнакомых людей. После этого участникам вновь предстояло погрузиться в виртуальную реальность, но на этот раз с тем, чтобы тайком понаблюдать, как выступают их двойники, которые вели себя на сцене очень уверенно, а их ораторское мастерство было на высоком уровне.
После этого испытуемым предлагалось повторить свое выступление еще раз.
Для интерпретации результатов ученые отслеживали язык тела выступающих, так как позы и движения являются важными составляющими успешной речи. Затем участники эксперимента заполняли письменные тесты, выявляющие уровень уверенности в себе. Они должны были рассказать организаторам, чувствуют ли сходство со своим двойниками и насколько оно сильно.
К каким выводам пришли ученые
Организаторы эксперимента заявили, что подражание ролевой модели (виртуальному двойнику) было эффективно для повышения уровня ораторского мастерства только у мужчин, изначально показавших признаки неуверенности в себе. У мужчин, не страдающих от неуверенности, и у женщин никаких изменений между двумя выступлениями не было. Также не повысился уровень выступлений у мужчин, наблюдающих за аватарами незнакомцев. Метод подражания виртуальному двойнику может быть использован для повышения качества публичной речи у мужчин с низкой самооценкой. Он не является эффективным для женщин и для мужчин, уверенных в себе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание