Как любое воспоминание становится приятным или грустным: это помогает избегать потенциально опасных ситуаций

В головном мозге человека найдено вещество, которое отвечает за объединение в памяти с разными ситуациями. Полученные сведения свидетельствуют о том, что состоянием головного мозга по умолчанию определяет страх и запоминание отрицательного опыта.

Исследователи из Института Солка обнаружили в головном мозге человека молекулу, которая отвечает за связывание положительных либо отрицательных чувств с воспоминаниями. Исследование опубликовали в журнале под названием «Природа», об их итогах сообщили в институте.

Запоминают негатив

Данное открытие углубляет само понимание того, почему люди с наибольшей вероятностью запоминают негативные эмоции, чем хорошие, и что может быть при тревоге, депрессии либо посттравматическом расстройстве.

Исследователи разобрались в основном биологическом процессе, о том как люди запоминают, что было хорошо, а что нет. Это то, что есть в основе жизненного опыта, и сама мысль о том, что все это можно свести к лишь одной молекуле.

Чтобы живое существо научилось избегать либо вновь искать опыт в будущем, его мозг должен ассоциировать хорошее или плохое чувство («валентность») с данным стимулом. Возможность мозга связывать эти чувства с воспоминаниями именуется «назначением валентности».

Исследования

Обнаружилось, что группа нейронов в базолатеральном комплексе помогает выявлять валентность, когда крысы обучаются. Один набор нервных клеток активировался в связи с положительной валентностью — мыши научились ассоциировать событие со сладким вкусом. Другой набор нервных клеток активировался при негативной валентности в ответ на горький вкус.

Исследователи обнаружили эти пути, но очень долго не понимали, какое вещество действует как переключатель, который определяет, какой путь нужно использовать в определенный момент.

Ученые решили, что это сигнальные молекулы нейротензина, который вырабатывается клетки, связанные с обработкой валентности. Это же характерно и для некоторых других нейротрансмиттеров. Поэтому исследователи использовали редактирование для выборочного удаления гена 13-аминокислотного нейропептида из клеток.

Без передачи сигналов нейротензина крысы в дальнейшем не смогли ассоциировать события с положительным стимулом. Известно, что отсутствие 13-аминокислотного нейропептида не блокирует отрицательную валентность. Вместо этого она даже повысилась.

Полученные сведения повествуют о том, что состоянием головного мозга по умолчанию выступает склонность к страху — нервные клетки, которые связаны с отрицательной валентностью, активируются до той поры, пока не высвобождается 13-аминокислотный нейропептид. Как считают ученые, это все имеет смысл, так как помогает избегать возможных опасных ситуаций.

Повышенные уровни нейротензина помогают обучению с вознаграждением и ослабляют негативные чувства, что подтверждает идею о том, что нейротензин отвечает за положительные эмоции.

А вы разделяете точку зрения ученых?