"Креветки, лобстеры и крабы имеют намного больше общего с насекомыми, чем мы думали раньше": новое исследование

Все мы любим морепродукты, поскольку они невероятно вкусные и полезные. Особенно востребованными являются ракообразные. Их разнообразие просто поражает: креветки, лобстеры, крабы, лангусты и многие другие. Раньше считалось, что они произошли от членистоногих, но недавно сделанное открытие взбудоражило научное сообщество. Как показали результаты исследований, ракообразные имеют очень много общего с насекомыми. Стоит ли полагать, что они произошли от них? Давайте постараемся разобраться в этом более подробно.

Что удалось выяснить ученым?

Изучением ракообразных занимаются многие океанологи по всему миру. Как недавно стало известно, некоторые их виды, например, креветки, омары и крабы, имеют намного больше общего с насекомыми, чем считалось ранее. В частности, это касается структуры их мозга. Она грибовидная, а это значит, что ракообразные используют ее для обучения, запоминания и общения друг с другом. Такое предположение выдвинули специалисты в области нейробиологии из университета Аризоны.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале eLife. Они полностью опровергают теорию о том, что мозговые структуры, называемые грибовидные телами, отсутствуют у представителей ракообразных. Поэтому есть весомый повод полагать, что некоторые обитатели океана являются разумными существами, способными мыслить и накапливать опыт.

Анализ грибовидных тел

В 2017 году команда нейробиологов во главе со Штраусфельдом обнаружили в мозге креветки-богомола грибовидные тела. После ряда проведенных исследований и наблюдений они пришли к выводу, что нейроанатомические особенности у некоторых ракообразных появились в результате эволюции. Аналогичная закономерность присуща и насекомым. Это связано с тем, что они произошли от одного общего предка, жившего на нашей планете около полумиллиарда лет назад.

Грибовидные тела являются фундаментальной структурой мозга. И если взглянуть на группу членистоногих, то она наблюдается более чем у 50 000 видов. Помимо ракообразных и насекомых, грибовидные тела есть у таких паукообразных, как скорпионы, пауки и многоножки.

Эволюционные связи

Изучение членистоногих проводилось на протяжении 10 лет. В процессе него было установлено, что эволюционные связи между ракообразными и насекомыми проявляются на морфологическом, молекулярном и генетическом уровне. Именно поэтому у представителей обеих групп схожая структура мозга.

Как утверждают ученые, грибовидные тела у членистоногих являются центральными процессорными блоками, отвечающими за функционирование всех органов чувств — зрения, обоняния, вкуса и осязания. Они расположены попарно и состоят из столбчатой части и чашечки, проводящей электрические сигналы. Благодаря этому животные способны собирать информацию из окружающей среды, обрабатывать и запоминать ее. Это возможно благодаря тому, что в грибовидных телах создаются ассоциации, которые и формируют память.

Несмотря на то, что ракообразные и насекомые имеют сходную структуру мозга, тем не менее он функционирует по-разному. По мнению ученых это связано с тем, что для обработки и запоминания информации грибовидным телам требуются различные типы белков. Исследования в этой области еще продолжаются, поэтому возможно в скором будущем получится узнать, кто же в действительности умнее — креветка, богомол или омар, а также как эволюционировал их мозг и какие условия окружающей среды оказывали ключевое влияние на этот процесс, кто из них первым стал разумным существом.

Напоследок хотелось отметить, что благодаря тому, что наука не стоит на месте, в ближайшее время нас ждет еще много всего интересного.

А какие интересные факты о насекомых знаете вы?