Ожидающийся метеоритный дождь Квадрантиды НАСА оценивает как один из лучших среди ежегодных

В эти выходные звездочеты уже, вероятно, начали наблюдение за метеоритным дождем Квадрантиды, который состоит из почти 200 "падающих звезд" и освещает небо ежечасно. Этот дождь проходит каждый год примерно с 28 декабря по 12 января. Более подробно о звездопаде Квадрантиды в 2021 году поговорим далее.

«Падающие звезды»

Квадрантиды, как известно, выбрасывают от 50 до 200 метеоров в час ясной ночью и описаны НАСА как один из лучших годовых метеорных дождей. Метеоры - это куски каменистого мусора, которые входят в атмосферу Земли со скоростью до 64,3 км в секунду, оставляя полосы света, которые мы называем «падающими звездами».

Квадрантиды известны своими яркими метеорами, похожими на огненные шары. Они на небе оставляют яркие следы, которые сохраняются дольше, чем средние метеорные полосы. По данным НАСА, это связано с тем, что огненные шары образуются из более крупных частиц космического материала.

Пик Квадрантид

Большинство метеорных дождей имеют 2-дневный пик, но у Квадрантид пиковое окно составляет всего 6 часов. «Причина, по которой пик такой короткий, заключается в тонком потоке частиц ливня и в том, что Земля пересекает поток под перпендикулярным углом», - заявляет НАСА.

Квадрантиды лучше всего наблюдать в Северном полушарии, так как их лучистая точка - точка, в которой появляется метеор, – находится далеко на севере высоко в небе. По данным Международной метеорной организации (IMO), пик этого метеоритного дождя ожидается около 22:30 по МСК в воскресенье, 3 января. Но когда именно Квадрантиды достигнут своего пика, обычно предсказать трудно.

«Это предсказание не высечено на камне, - ранее сказал Space.com Роберт Лансфорд, давний наблюдатель метеоров из Американского метеорного общества. - У нас нет точных данных. Метеоритный дождь действует так, как хочет».

Кто сможет наблюдать

Если оценка IMO верна, люди в Северной Америке - особенно на ее западном побережье и на островах Тихого океана – уже получили лучший вид в этом году из-за своего часового пояса. Россияне смогут наблюдать Квадрантиды в период с 3 по 4 января. «Ожидается, что звездопад будет виден после полуночи в Северном полушарии, - сообщило агентство ТАСС со ссылкой на заявление Марины Арцебашевой, физика-астронома Новосибирского планетария. – Квадрантиды лучше всего отслеживать глубокой ночью, так как иначе метеоры заметить весьма сложно. Поток наблюдается с 28 декабря по 7 января. Предельная активность – 3-4 января». Звездопад будет отлично виден жителям Сибири, где в указанный период времени ожидается сильное похолодание и сухая погода.

Люди в Европе тоже имеют возможность полюбоваться метеоритным дождем в выходные, если не будет осадков. По оценке IMO, Квадрантиды обеспечат европейцам достойное шоу с вечера субботы до утра воскресенья и с вечера воскресенья до утра понедельника. «Внимательный наблюдатель может полюбоваться звездопадом 2-3 января (когда метеоритный дождь нарастает) или 3-4 января (когда он уменьшается), - сказала Таня де Салес Маркес, астроном Королевской обсерватории в Гринвиче. - Тем не менее, убывающая Луна будет находиться на небе большую часть ночи, представляя собой яркий источник света, который затруднит обнаружение метеоров».

Рекомендации НАСА

По данным НАСА, Квадрантиды могут увидеть самые терпеливые звездочеты. «Чтобы увидеть метеоритный дождь, найдите место подальше от уличных фонарей или за городом, - сообщает космическое агентство. - Будьте готовы к зимней погоде. Для этого вам понадобятся спальник, одеяло или шезлонг. Лягте на спину, ступни ног должны смотреть на северо-восток, и посмотрите вверх, окидывая взглядом весь небосвод. Менее чем за 30 минут ваши глаза адаптируются к темноте, и вы увидите метеоры.

Будьте терпеливы – шоу закончится на рассвете, так что у вас будет достаточно времени, чтобы полюбоваться им. Как найти Квадрантиды? Посмотрите на север и отыщите Большую Медведицу - группу из семи ярких звезд, которая является полезным инструментом для навигации. Затем следуйте по небу по дуге ручки ковша Большой Медведицы к красной гигантской звезде Арктур в нижней части созвездия Волопаса, где появится метеоритный дождь».

Немного о Квадрантидах

Квадрантиды получили свое название от созвездия Quadrans Muralis, которое было предложено французским астрономом Жеромом Лаландом в 1795 году. Они произошли от небольшого астероида 2003 EH1 диаметром всего около 3 км.

2003 EH1 был обнаружен 6 марта 2003 года во время поиска околоземных объектов обсерваторией Лоуэлла (LONEOS). Астероиду требуется впечатляющие 5,52 года, чтобы один раз обойти вокруг Солнца. Исследования показывают, что это тело вполне могло быть частью кометы, распавшейся несколько веков назад.

А вы когда-нибудь наблюдали за метеоритным дождем Квадрантиды?