За долголетие отвечает микрофлора кишечника: открытие ученых из Японии и США

Связь между продолжительностью жизни и работой органов системы пищеварения - давно не новость для ученых. Новая же работа группы японских и американских исследователей привела к заключению о том, что здоровая микрофлора кишечника может играть одну из ключевых ролей в продлении жизни.

Уникальный микробиом

Темой заинтересовались специалисты из Медицинской школы Университета Кэйо в Японии вместе с коллегами из Массачусетского технологического института и Гарварда в США.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, подразумевало анализ фекалий разных групп людей, которые отличались возрастом. Например, средний возраст самой старшей группы составлял 107 лет. Более молодые группы с общим диапазоном возрастов от 21 до 89 лет рассматривались в качестве контрольных.

Как выяснилось, у долгожителей в кишечнике обитали бактерии, способные производить вторичные желчные кислоты. Именно они защищали организм от патогенов и регулировали иммунные механизмы людей.

Эксперимент на мышах

Одна из наиболее значимых групп вторичных желчных кислот – isoalloLCA. Ученые проверили ее эффективность как защитного механизма перед заболеваниями на мышах. Результаты показали, что после введения этой кислоты в организм грызунов через корм у них сокращался рост целого ряда патогенных бактерий, которые способствуют воспалению кишечника.

Ключ к здоровому старению

У каждого человека свой уникальный микробиотический мир, который лишь отчасти является неизменной данностью. Его изначально определяет ДНК, а затем воздействие окружающих микроорганизмов после появления на свет. Но позже решающее значение может иметь образ жизни, и в частности диета.

Данное исследование показало, насколько значимой является здоровая часть кишечного микробиома человека. Можно сказать, это ключ к здоровому старению. На практике для медицинской сферы это может означать успешный поиск отправных точек для разработки микробных ферментов и метаболитов, которые помогут создать благоприятную микробиотическую среду или эффективнее защитить организм от патогенов.

Вдохновленные полученными результатами исследования ученые теперь постараются выяснить, как именно нужно влиять на работу желчных кислот, чтобы можно было эффективнее справляться с инфекциями, вызванными антибиотикорезистентными бактериями.

Но также есть и ряд ограничений данного направления исследований с точки зрения возможностей обеспечения безусловного долголетия.

А как вы заботитесь о микрофлоре кишечника?