Новейший рентгеновский телескоп НАСА отправил с околоземной орбиты первое изображение с остатками взорвавшейся звезды

14 февраля этого года NASA обнародовало первый снимок, который сделал рентгеновский телескоп Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE). На изображении можно увидеть частицы, оставшиеся после взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопея А.

Американский телескоп IXPE

В январе аппарат IXPE был готов наблюдать газовое облако в созвездии Кассиопея А

Космическую обсерваторию IXPE запустили 9 декабря 2021 года. Стартовой площадкой отправления стал мыс Канаверал в штате Флорида (США). Телескоп на нижнюю границу околоземной орбиты доставила ракета Falcon 9 компании SpaceX. Напомним, SpaceX - стартап-компания известного инженера и предпринимателя Илона Маска.

9 декабря 2021 года, запуск Imaging X-ray Polarimetry Explorer с мыса Канаверал

Запуск IXPE - первый проект NASA по фиксированию поляризации рентгеновских лучей в газовых облаках после взрыва высокоэнергичных космических объектов, в том числе сверхновых звезд и сверхмассивных черных дыр.

Свое наблюдение за Кассиопеей А телескоп проводил с 11 по 18 января 2022 года. Рентгеновская обсерватория собрала ряд новейших поляриметрических данных. В настоящее время специалисты NASA продолжают анализ полученных результатов. По завершении ученые планируют составить карту поляризации излучения Кассиопеи А в диапазоне рентгена. Это поможет исследователям понять процесс образования и распространения этого излучения в космосе.

Частицы сверхновой

Тепловая карта остатков сверхновой, которую создали с помощью данных IXPE

Главная цель запуска IXPE - сделать изображение частиц, оставшихся после взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопея А. Это облако останков ученые обнаружили еще в семнадцатом веке.

На данный момент известно, что расстояние от Земли до бывшей сверхновой звезды - около 11 тысяч световых лет. После взрыва частицы небесного тела образовали газовое облако диаметром десять световых лет (это в два раза больше расстояния между Землей и ближайшей к нам звездой из другой солнечной системы, Проксимой Центавра).

Останки нагрелись до экстремально высоких температур, а в космос выбросило большое количество космических рентгеновских лучей. Сейчас именно частицы этой сверхновой звезды - самый яркий астрономический радиоисточник, наблюдаемый с Земли. Его частота превышает 1 ГГц.

Телескоп Chandra

Ранее астрономы уже получали снимки Кассиопеи А. Его сделала рентгеновская обсерватория Chandra, которая была запущена в 1999 году.

Телескоп Chandra сейчас находится на 20-м году эксплуатации, что превосходит прогнозируемый срок службы почти на 15 лет

Телескоп был запущен NASA специально для обнаружения рентгеновского излучения из самых горячих областей Вселенной. Для того чтобы фиксировать это излучение, космическую обсерваторию вывели на околоземную орбиту, на высоту 139 тысяч километров над поверхностью нашей планеты. Изображение, зафиксированное "Чандрой", дало понять, что в центре остатка сверхновой находится массивный, но в то же время компактный объект. Ученые предполагают, что это может быть черная дыра или нейтронная звезда.

Симбиоз

Для более детального анализа газового облака специалисты NASA совместили изображения, полученные Chandra и IXPE. Эти две рентгеновские обсерватории оснащены детекторами разных типов, которые фиксируют несколько уровней резкости. Совмещение снимков позволило исследователям получить более детализированное изображение.

На снимке показано наложение данных с телескопа IXPE и рентгеновской обсерватории Chandra

Как отметил один из авторов проекта IXPE, профессор Стэнфордского университета Роджер Романи, фото нового рентгеновского телескопа помогут исследователям понять механизмы, которые лежат в основе взрывов сверхмассивных объектов.

В ближайшем будущем данные, передаваемые IXPE, планируется расшифровывать с помощью новой разработки искусственного интеллекта.

Увлекаетесь ли изучением астрономии?