Утки летают по звездам: чего мы не знаем о навигационных способностях животных

Когда мы видим в научно-популярных фильмах летящие в небе стаи птиц, косяки рыб в море, массово мигрирующих животных на суше, нас всегда удивляет, каким образом живые существа находят нужный путь и достигают в конечном итоге намеченной цели. Ведь эта цель может находиться за десятки тысяч километров от начала движения, а GPS-навигаторов у животных нет.

Каким образом увезенный на дачу пес, никогда ранее там не бывавший, находит дорогу назад домой, в город? Как удается доставлять послания почтовым голубям? Люди, ориентируясь на местности, пользуются такими понятиями, как север и юг, указателями или просто спрашивают дорогу. У животных такой возможности нет. Каким же образом они могут безошибочно выстраивать необходимые маршруты?

Ориентирование на местности и генетика

Способность животных ориентироваться на огромных пространствах без специальных средств уже давно интересует ученых. Объяснений этим способностям было дано немало. Все подобные теории, существовавшие до сих пор, были связаны с генетикой и взаимодействием животных с той средой, в которой они выросли. Но недавние исследования ученых показали, что объяснение необычных с точки зрения человека способностей животных может быть связано не только с генетикой или особенностями привычной среды обитания.

Рыбка, управляющая машиной

В начале 2022 года ученые опубликовали результаты проведенного ими эксперимента под названием «Сможет ли золотая рыбка управлять машинкой на суше». Ведь в море рыбы способны легко находить нужные им места и свободно передвигаться на огромные расстояния в заданную точку.

Ученые налили в небольшой аквариум воду с нужными параметрами, схожими с естественной средой, и посадили туда золотую рыбку. Далее они интегрировали аквариум с помощью датчиков с небольшим передвижным роботом. После этого эксперты приступили к обучению рыбки, показывая ей, где в комнате лежит еда, которую она может получить. Через несколько дней занятий рыбка смогла сама подвести робота к месту кормежки.

Это исследование показало, что способности живых существ к ориентированию являются общими. То есть они никак не связаны с особенностями той среды, в которой они живут.

Утки, жуки и навигация по звездам

Долгое время ученые полагали, что феноменальные навигационные способности собак связаны с их хорошим нюхом. Однако не так давно они выяснили, что эти животные способны ощущать магнитное поле земли. Внутри у собак есть как бы естественный магнит и компас. Способны взаимодействовать с полем планеты и многие другие животные. Также ученым удалось установить, что некоторые виды уток при перелетах, как и люди в древности, способны находить путь по звездам.

Теми же способностями обладают и некоторые виды насекомых. К примеру, было доказано, что на звезды при перелете ориентируются навозные жуки. Глаза у этих насекомых устроены так, что отдельные звезды они видеть не могут. Однако жуки способны ориентироваться на свет, излучаемый Млечным Путем.

Интеллект животных

Чем дальше продвигается вперед наука, тем более глубокие эксперименты ученые проводят над населяющими нашу планету живыми существами. И эти исследования показывают, что животные могут быть гораздо более умными созданиями, чем мы привыкли о них думать. Птицы, рыбы, звери и даже насекомые могут показывать отличные интеллектуальные способности. Также братья наши меньшие способны на проявление эмоций и чувств. Они могут показывать сострадание, гнев, обиду, печаль, демонстрировать любовь и т.д.

В любом случае всем известно, что гориллу можно научить распознавать цифры и буквы, а мишку - ездить на велосипеде. Возможно, когда-нибудь мы увидим на дороге и животное, управляющее автомобилем.

Считаете ли вы животных на самом деле умными существами?