Суд – театр, мы все здесь зрители. Разбираем долгожданную новинку – детективно-исторический сериал “Плевако”

В прокат вышел долгожданный сериал-процедурал о легендарном юристе-адвокате, который, превращая каждое судебное заседание в театрализованное действо, однажды оступается и теряет популярность в глазах публики, требующей зрелищ. Режиссером сериала “Плевако” выступила Анна Матисон, в главной роли – ее супруг Сергей Безруков. Знаменитый артист в очередной раз показал, что ему по плечу любые роли. Но каким получился сам сериал?

Главный сериал осени

Если говорить в двух словах, то “Плевако” (сериал, 2024) не только рассказывает о зарождении уголовно-процессуального права в императорской России, но и приоткрывает темы домашнего абьюза и женской эмансипации, которые были актуальны и в прошлом столетии. Сериал отличает смешение разных жанров, история здесь показана в мельчайших деталях и соответствующем антураже, съемки проходили на старинных улочках “Мосфильма”, а актеры загримированы под стать эпохе.

На защите обделенных

Сюжет переносит во вторую половину прошлого столетия, показывает главного героя в его лучшие профессиональные годы. Плевако с легкостью выигрывает дела, устраивает состязания на спор, защищает обделенных. Авторы не забывают показать обратную сторону героя – он горд и тщеславен, порой слишком самоуверен, считает себя неуязвимым, что в итоге приводит к появлению большого числа могущественных противников. Главная мораль сериала “Плевако” понятна каждому, а профессия героя лишь выступает задним фоном – трудно удерживать превосходство в суде и собственной жизни. Если в профессии ему равных нет, то в жизни, не связанной с профессией, Плевако заметно сдает позиции. Собственную жизнь он доводит до состояния, когда все вот-вот рухнет. Но он не из тех, кто быстро сдается: ему срочно нужно искать силы, чтобы защищать самого себя.

Такой разный персонаж

В первых эпизодах сериал “Плевако” во всей красе раскрывает сущность главного героя. Блестящий оратор, реформатор, грамотный юрист, он еще и превосходный актер, работающий на публику. На каждое его дело, пусть даже самое незначительное, собирается толпа зрителей, пришедших восхититься его мастерством. Сам он готов браться за дела любой сложности, но все же отдает определенное предпочтение “особым” делам. Например, берется защищать старушку, укравшую чайник. Для Плевако этот дело чести, ему интересно показать, насколько он добр в готовности встать на защиту самых обездоленных представителей общества, тонко намекая, что обычно закон находится на стороне сильных и влиятельных. Для обвинителя украденный чайник видится государственной собственностью, а значит, пожилая бабушка должна понести самое суровое наказание. Плевако же в очередной раз превращает это в фарс, рассуждает о пережитых страной событиях, выдает такую речь, что обвинение только разводит руками. Так герой балансирует на грани уважения и ненависти: для простых людей он становится чуть ли не идолом, для власти – бельмом на глазу.

Идеальный защитник

Примечательно, что авторы сериала “Плевако” не забывают упомянуть, что сам герой не может похвастаться знатным происхождением. Рожденному вне церковного брака, такая головокружительная карьера не по зубам, если только ты не обладаешь уникальными талантами.

А его таланты и методы расследования действительно уникальны. Это не делает его человеком со сверхспособностями, но лишь подчеркивает, что блестящий адвокат невероятно умен. Зритель наблюдает и восхищается его методами раскрытия преступлений – Плевако очень внимателен, мастерски подмечает любые странности и мелочи, манеру говорить и держаться. Он неплохо разбирается в человеческой психологии, с помощью фантазии создает в голове события, и там же, в голове, ведет собственное расследование. Неудивительно, что самое сложное дело ему по плечу.

Преступление и оправдание

К производству сериала “Плевако” создатели подошли с полной ответственностью, не скупясь на множество натурных съемок в столице и Троицке, исторической родине Федора Плевако. В съемках участвовало свыше двух тысяч артистов массовки, с десяток экипажей, более трехсот персонажей, которым костюмеры подготовили свыше двух тысяч костюмов. Показ первых эпизодов сериала выдал рекордную статистику, давая сериалу поистине народную любовь.

Зрительские отзывы о “Плевако” хвалят сериал за разнообразие дел, с которыми сталкивается главный герой. Каждый эпизод – новое дело. Примечательно, что в сценарий были вписаны реальные уголовные дела, позаимствованные из практики Федора Плевако. Сериал не обещает быть скучным. Каждое дело герой раскрывает с невероятной скоростью и энергичностью, бурная деятельность адвоката перемешивается с личной жизнью, которая предстает очень насыщенной. В его окружении появляются разного рода персонажи, включая жену-мещанку (Зоя Бербер), сестру-стенографистку (Мария Смольникова), супругу крупного промышленника (Ольга Лерман), которую Плевако спасает от абьюзивного ревнивца (Николай Шрайбер) и с которой у него рождается запретный роман. В сюжете часто мелькают “юридические” персонажи в лице советника царя, государственного обвинителя, личного помощника. Все актеры “Плевако” вместе взятые создают визуальный контраст с главным героем, но меркнут перед харизмой возглавляющего этот ансамбль Безрукова.

Оригинальная подача

Сериал занимает почетное место в череде детективных проектов, увлекающих зрителей живым повествованием. Отзывы о “Плевако” отмечают оригинальный технический прием, когда через визуальные решения нужно показать умственную деятельность защитника в суде. В такие моменты события и диалоги возникают на экране своеобразными эфирными призраками, а крутящаяся камера символизирует мыслительные процессы в голове Плевако. К финалу эпизода перед зрителями вырисовывается вся картина преступления, не оставляя сомнений в непричастности подсудимого.

Назад в прошлое

Сериал “Плевако” – не только детективный проект, прекрасно воссоздающий историческую эпоху, но и дань памяти выдающемуся юристу, который сформировал образ судебного защитника и фактически создал профессию адвоката, наделив ее престижем. Реального Плевако часто сравнивали с Пушкиным из-за умения пользоваться речью, его называли мастером красивых образов и громких фраз.

“Плевако” (2024) – сериал, несомненно, заслуживающий внимания. Авторы создали на экране детективно-судебную драму, используя богатую фактуру. Атмосфера пышной царской России становится красочным, зрелищным атрибутом. Различие социальных слоев показывает сам Плевако – ему ничего не стоит отправиться в бедные районы за поиском доказательств, а потом сесть за стол для обсуждения с высшими чинами политических реформ или отправиться в театр. В этом плане Плевако стал этаким мостиком между богатыми и бедными, стараясь усидеть на двух стульях, быть полезным обеим сторонам.

Животрепещущие вопросы

Помимо преступлений, блестяще раскрываемых адвокатом, сериал “Плевако” не стесняется показать и глянцевые стороны, и неприкрытую критику жизни и действий Российской империи, когда на лицо факт того, что крестьяне ценятся меньше, чем дворяне. Сценаристы замахиваются на положение женщин, ограниченных в правах и вынужденных терпеть любое насилие, включая издевательства со стороны мужей. Сравнивая судебные системы разных эпох, эпоха в сериале отдает экзотичностью, но в целом выглядит зрелищно и мощно. Наконец, сам Плевако остается верен гуманистическим принципам, борется за равенство и справедливость вне зависимости от положения и пола, а также доказывает важность открытой дискуссии, когда громкие преступления нужно разбирать прилюдно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, нужны сегодняшнему зрителю подобные “Плевако” сериалы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество