“Есть традиции и сохранение ценностей русского психологического театра”: Алексей Дубровский о любви и зрительской популярности Малого театра

Алексей Дубровский — заслуженный артист РФ, фильмография которого насчитывает тридцать проектов. Зрителям он известен по таким картинам, как «А у нас во дворе», «Любовь — не картошка», «Ранетки». Последние несколько лет Дубровский редко появляется на экранах. Все дело в том, что основные силы он отдает Малому театру (где служит уже десять лет), а также педагогической деятельности (преподает актерское мастерство в Щепкинском училище и во ВГИКе).

О новом назначении

В этом году Дубровский занял пост заместителя художественного руководителя по творческим вопросам в Малом театре. Он благодарен за доверие со стороны художественного руководителя Юрия Соломина. Сейчас в зоне ответственности Дубровского организация гастролей, репертуара, проведение фестивалей, гала-концертов и других мероприятий, а также новые инициативы взаимодействия с артистами. Уже открыта лаборатория для начинающих режиссеров «Постигая Островского». В планах на будущее — реализация проекта «Вымышленные персонажи на реальных местах», который уже получил финансирование Министерства культуры.

О любви и зрительской популярности Малого театра

Дубровский считает, что равнодушных намного меньше, чем тех, кто любит Малый театр. Зрительскую любовь подтверждает то факт, что билеты на спектакли раскупаются за два-три месяца до премьеры и их невозможно нигде достать, если вовремя не успел приобрести.

Дубровский слышал о том, что в Малом театре есть архаичность, что работающие там люди являются традиционалистами и т. д. Якобы в этом театре все по старинке, несовременно. Дубровский же гордится тем, что их считают традиционалистами. По его мнению, это означает, что у Малого театра есть традиции и что он сохраняет ценности русского психологического театра. Дубровский приводит в пример другие театры, которые были переформатированы и тем самым утратили свою самобытность. А вот в Малом такого не произошло, и это повод для гордости.

Об особой культуре закулисья

Дубровский отмечает, что в Малом театре — своя особенная культура закулисья. Все уважительно друг к другу относятся, работают на общее дело, словно единый слаженный механизм. Малый театр Дубровский назвал государством в государстве. Здесь есть свои цеха и есть даже собственное производство по изготовлению декораций. Далеко не в каждом театре такое есть.

В Малом театре работают несколько поколений семей. И речь идет не столько об актерах, сколько о костюмерах, гримерах и т. д. По мнению Дубровского, это показатель того, насколько доброжелательная атмосфера здесь царит. Единожды попав в театр, в него невозможно не влюбиться, зато очень легко погрузиться в здешнюю деятельность.

О зрителях

Дубровский пришел на работу в Малый театр уже в зрелом возрасте. Это был его осознанный выбор. До этого он на протяжении пятнадцати лет «кочевал» по разным театрам, работал в том числе и в ТЮЗе. Дубровский считает, что такой опыт пошел ему на пользу.

По словам знаменитости, у каждого театра разная аудитория. И это вовсе не означает, что где-то зрители хуже, а где-то - лучше. Они просто разные. Дубровский отмечает, что Малому театру отдают предпочтение те люди, которые хотят увидеть спектакль, историю в оригинале: как ее презентовал автор. Образно говоря, если человек идет на пьесу Островского, то увидит именно пьесу Островского как она есть, а не в своеобразном прочтении режиссера и актеров.

В Малый театр также многие идут для того, чтобы услышать звучную, грамотную, правильную русскую речь. Дубровский отмечает, что в Щукинском училище речи уделяется особенное внимание. Студентов учат, как говорить в пьесах. Некоторые слова произносятся по-особенному: не так, как они написаны. Это делает постановку еще более интересной и самобытной, приближенной к той эпохе, когда она была написана.

Об «отношениях» с драматургами

Есть великие драматурги, по мотивам произведений которых сейчас ставятся пьесы. Например, тот же Островский. Насколько тяжело режиссеру разгадывать замысел автора в том или произведении? Дубровский считает, что в творчестве драматургов такого уровня масса смыслов. Их произведения — словно бездонный колодец, откуда можно черпать и черпать идеи, делать акцент на той или иной теме, раскрывать ее, привлекать к ней внимание аудитории и т. д. Однако Дубровский считает совершенно непозволительным доносить какие-то свои идеи на фоне автора, таким образом самовыражаясь за счет великих драматургов.

Об актуальности пьес

На сцене Малого и других театров часто можно увидеть спектакли по пьесам, которые написаны век, а то и больше назад. Как считает Дубровский, произведения классиков всегда остаются актуальными, ведь в них затрагиваются вневременные темы, проблемы, с которыми сталкиваются люди в разных эпохах. Пьесы классиков находят отклик в душе зрителей. Возможно, поэтому некоторые постановки великих драматургов не выходят из репертуаров театров на протяжении десятков лет. И с течением времени интерес к таким постановкам не угасает.

Дубровский не считает Островского недооцененным драматургом. В общей сложности Островский написал 48 пьес. Просто какие-то из них больше на слуху, а какие-то - меньше. Дубровский старается делать постановки и известных, и менее известных пьес драматурга.

О преподавательской деятельности

Дубровский погрузился в преподавательскую деятельность еще в те времена, когда сам был студентом. Одному из его первых учеников было 25 лет, а самому Дубровскому — 24 года. Тем не менее юный возраст не помешал юному преподавателю реализоваться в этом виде деятельности. Сейчас у него есть поводы для гордости, ведь имена его учеников у многих на слуху. Например, одним из учеников Дубровского является Алексей Франдетти, который сейчас работает главным режиссером в театре «Ленком». Максим Костромыкин, Светлана Иванова — известные актеры, которые также учились у Дубровского.

Дубровский признается, что преподавательская деятельность отнимает немало сил и энергии. Ведь здесь нельзя халтурить и работать вполсилы. Необходимо полностью отдаваться преподаванию, ученикам. Дубровскому нравится педагогика, несмотря на энергозатратность. От этого вида деятельности он получает удовольствие.

О проекте «Диалоги времен»

Дубровский придумал проект, аналогов которому пока нет во всем мире. При создании он отталкивался от идеи о том, что театр является диалогом режиссера и актеров со зрителями. Таким образом, концепция проекта знаменитости — это встречи для творческих обсуждений после спектаклей. На такие встречи приглашаются преподаватели, студенты театральных вузов, представители общественных организаций и т. д.

Как утверждает Дубровский, такой проект оказался обоюдоинтересным. Изначально планировались встречи продолжительностью в полчаса или сорок минут. Однако впоследствии стало понятно, что этого мало для обсуждения и живого диалога. Теперь такие мероприятия длятся по полтора, а то и два часа, и присутствующим не хочется расходиться.

О прогрессе и ценностях

Дубровский считает, что мы должны идти в ногу со временем, пользоваться благами цивилизации. В то же время все равно должна быть оглядка, чтобы не потерялись жизненные ориентиры. По мнению Дубровского, сейчас очень стерты границы между добром и злом, между тем, что правильно, а что нет. Идет серьезное отклонение от ранее существовавших норм. Причем отклонение идет в пользу оголтелого и неразумного, что не может не настораживать.

Дубровский отмечает, что долгие годы понятие нормы в неизменном виде держится в арабских странах и в Китае. И в России мы также стремимся к тому, чтобы сохранить традиционные ценности, что, по мнению артиста, правильно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Знакомы ли вы с творчеством Алексея Дубровского?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.