Государственное устройство Украины. Государственное устройство и политическая система Украины

Украина – суверенное государство. Оно имеет свою собственную территорию, высшие и местные управляющие органы, правительство, герб, флаг и гимн. Государственное устройство Украины обладает разветвленной структурой с разделением функций различных ветвей власти и соответствует мировым правовым демократическим стандартам.

государственное устройство Украины

Обретение суверенитета

В июле 1990 года Верховная Рада Украины (украинской парламент) приняла «Декларацию о государственном суверенитете». Этот документ открыл новую страницу в истории страны, которая ведет к строительству демократического государства, основанного на власти закона.

Согласно Декларации, интересы общества уполномочена выражать Верховная Рада. Никакие партии, организации или отдельные личности (за исключением президента, и то по ряду вопросов) не имели права это делать. Документ закрепляет власть Конституции на территории державы, обозначает взаимодействие ветвей власти, утверждает границы государства (Украина граничит на данный момент с семью странами), гражданские права и другие вопросы.

От парламентской республики к президентской

Путь, которым шла Украина от принятия Декларации до принятия государственной Конституции, медленный и сложный. Это легко объясняется большими преобразованиями в политической и экономической жизни.

В июле 1996 года устройство государственной власти изменилось. Верховная Рада утвердила новую Конституцию Украины. Согласно ей, Украина теперь – парламентская республика с президентской управлением. Президент избирается каждые пять лет. Он – глава государства, при этом не может исполнять обязанности более двух сроков.

Президенты:

  • Кравчук Леонид Макарович (5.12.1991 – 19.07.1994).
  • Кучма Леонид Данилович (19.07.1994 – 23.01.2005).
  • Ющенко Виктор Андреевич (23.01.2005 – 25.02.2010).
  • Янукович Виктор Федорович (25.02.2010 – 22.02.2014).
  • Порошенко Петр Алексеевич (с 7.06.2014).

президент Украины

Органы управления

Типы государственного устройства Украины соответствуют общепринятым демократическим стандартам. Вся совокупность власти разделена на три равноценные ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Верховная Рада – высший украинский законодательный орган. Представляет собой однопалатный парламент, где председательствует спикер. Функции Верховной Рады – законотворчество и внимательный контроль деятельности правительства. Выборы депутатов парламента проводятся каждые 4 года. Они осуществляются тайным голосованием. Все граждане в возрасте от 18 лет имеют избирательное право.

Исполнительные структуры, возглавляемые президентом, представлены правительством под началом премьер-министра и региональными властями. К исполнительным органам относятся министерства, силовые структуры, армия и другие службы.

Конституция Украины – главный закон страны. Она гарантирует определенные права и свободы украинских граждан и определяет их обязанности. Судебная власть наделена правами независимого принятия решений. На практике в странах с переходным периодом бывает сложно полностью дистанцироваться от исполнительной и законодательной ветвей. Главенствующий орган – Конституционный суд.

Формы государственного устройства

В мире существуют следующие типы государственного устройства:

  • унитарные (простые);
  • со сложной формой устройства (федерации, конфедерации).

Унитарные – государства с территорией, разделенной на административные равноправные единицы (области, провинции, районы и т. д.), подчиненные центру.

Федерация – это сложное союзное государство, содержащее административные образования (республики, автономные районы, штаты, земли и т. д.), которые юридически имеют определенную самостоятельность.

Основаниями формирования федеративного государства и закрепление федеративных отношений могут быть Конституция и (или) федеративное соглашение. На основании прямых договоров возникали, например, федерации Австралии, Швейцарии, США, СССР, Малайзии, России и других государств. Их обычно называют договорными, в отличие от внедоговорных, таких как, например, Канада, Индия, Нигерия, Пакистан, возникших на основании предоставления центральными органами государства или метрополиями статуса автономии будущим субъектам федерации.

Конфедерация – союз временный: она либо распадается, либо превращается в федеративное государство. Например, Швейцария сейчас существует как федеративное государство, при этом она сохранила название «конфедерация». Конфедерации возникали по разным причинам и в разные эпохи также в США, Германии, Нидерландах.

В Украине рассматривались (и рассматриваются) все виды государственного устройства, наиболее оптимальные для эффективного администрирования. На данный момент действует унитарная система.

устройство государственной власти

Украинский парламентаризм

Отдельными фрагментами украинского парламента на протяжении его истории были народные веча Киевской Руси, сеймы польско-литовского государства, казацкие рады времен Гетманщины, позже - высшие законодательные органы Австро-Венгерской, затем Российской империй, Украинской ССР в составе Советского Союза.

Создание Украины как государства невозможно без формирования легитимного, делегированного обществом органа управления, коим в большинстве стран выступает парламент. Следствием начала практики парламентаризма в новейшей истории стало создание и деятельность в течение марта 1917-го – апреля 1918-го Украинской Центральной Рады – своеобразного национального протопарламента, который прошел эволюционный путь от общественно-политического объединения к «представительскому» органу украинского народа.

Появление Рады и ее деятельность стали закономерным шагом консолидации украинского народа на пути к национально-государственной независимости в ХХ веке. Именно эту историческую традицию Украинской Центральной Рады продолжает в современных условиях Верховная Рада Украины.

Наряду с парламентом, интересы большинства представляет и президент Украины.

Министерства

Государственное устройство Украины в административном плане имеет четкую структуру. Во главе администрации стоит выборный президент, уполномоченный большинством проголосовавших управлять страной.

Ступенькой ниже расположены министерства, курирующие важнейшие направления всех сфер деятельности общества: экономики, обороны, здравоохранения, культуры, МВД, регионального развития, аграрной политики, экологии, энергетики, иностранных дел, информации, молодежи и спорта, инфраструктуры, образования и науки, юстиции, финансов, социальной политики, Кабинета министров.

Структуру министерства утверждает министр, а отдельных центральных органов - их руководители. Состав исполнительных центральных органов утверждается по согласованию с премьер-министром Украины, первым вице-премьер-министром, вице-премьер-министрами в соответствии с распределением их функциональных полномочий.

Главой правительства становится премьер-министр, кандидатуру которого предлагает президент, но окончательно утверждают депутаты Рады. В отличие от ряда стан (Германии, Японии, Великобритании, Италии и других), премьер-министр Украины не обладает всей полнотой принятия решений. Он подчиняется президенту.

Список премьер-министров и исполняющих обязанности:

  • Витольд Фокин (1990-1992);
  • Валентин Симоненко (1992);
  • Леонид Кучма (1992-1993);
  • Ефим Звягильский (1993-1994);
  • Виталий Масол (1994-1995);
  • Евгений Марчук (1995-1996);
  • Павел Лазаренко (1996-1997);
  • Василий Дурдинец (1997);
  • Валерий Пустовойтенко (1997-1999);
  • Виктор Ющенко (1999-2001);
  • Анатолий Кинах (2001-2002);
  • Виктор Янукович (2004-2005, 2006-2007);
  • Николай Азаров (2005, 2010-2014);
  • Юлия Тимошенко (2005, 2007-2010);
  • Юрий Ехануров (2005-2006);
  • Сергей Арбузов (2014);
  • Арсений Яценюк (с 2014).

Административное деление

Особенности государственного устройства Украины отражаются на ее административном делении. Для молодой страны естественно «нащупывать» наиболее оптимальную форму взаимодействия населения разных регионов. Ситуация вокруг Крыма и Донбасса лишь подтверждает, что требуется время, а, возможно, и определенные реформы, дабы выстроить монолитную административную систему, учитывающую интересы всех слоев общества.

Республика делится на области, границы которых со времен СССР почти не претерпели изменений – всего их 24. Области, в свою очередь, подразделяются на 490 районов. 176 крупных городов имеют специальный статус – областного (республиканского) подчинения и, как районы, являются территориальными объектами второго уровня. На третьей ступени – ближе всех к народу – находятся местные советы: городские, поселковые и сельские. Киев является столичным регионом.

Характеристика государства

Государственное устройство Украины включает конституционную форму правления, административно-территориальное устройство и политический режим. Последний пункт является системой средств и способов осуществления государственной власти, характеризуется уровнем гарантированности гражданских прав.

Статья № 1 Конституции позиционирует Украину как демократическое государство. Документ закрепляет принципы народного волеизъявления, разделения властей, политического, экономического и идеологического многообразия, ответственности перед человеком и тому подобное.

система государственного устройства

Народовластие

Унитарное государство Украина исповедует принципы народовластия, которое осуществляется напрямую, через госорганы и местные органы, обладающие полномочиями самоуправления. Конституционным Судом от 26.03.2002 утверждено, что «местное самоуправление следует рассматривать как форму осуществления народом власти».

Проявлением непосредственного народовластия являются выборы, всеукраинские и местные референдумы, народные инициативы, общественные обсуждения и тому подобное. В случае осуществления народом власти через государство формируются органы народного представительства.

В государственном аппарате следует различать органы первичного и вторичного представительства народа. Государственные органы первичного представительства образуются путем их выборов, с помощью которых власть делегируется государству непосредственно народом. В стране ими являются Верховная Рада (ВР) и Президент Украины.

Государственные органы, которые формируются ВР и президентом, являются органами вторичного, опосредованного представительства. Достоинством непосредственного народовластия является широта привлечения населения к решению государственных дел. Преимуществами функционирования представительных органов является то, что они являются постоянно действующими, функционируют на профессиональной основе.

создание Украины как государства

Суверенитет государства

Унитарное государство Украина – суверенное и независимое. Суверенитетом называют верховенство государственной выборной власти внутри страны и фактическую независимость от внешних сил (стран, движений, организаций и т. д.).

Суверенитет делится на внутренний и внешний. В современных условиях первый регулируется нормами конституции, а второй касается характера отношений между различными странами, с учетом норм международного права. Суверенитет является свойством не всего государства, а конкретно государственной власти. Она выше партийной, религиозной, финансовой – никто не может диктовать ей свою волю. Внутри страны суверенитет ограничен лишь основными правами человека.

Создание Украины как государства было невозможным без обеспечения внешнего суверенитета. Он обозначает те границы, в рамках которых должны происходить типичные для сегодняшних условий межгосударственные интеграционные процессы.

В основе государственной независимости Украины лежит так называемый народный суверенитет. Именно народ, в основном через свободные выборы, легитимирует государственную власть. Поскольку источником её является население, то ему и должна принадлежать власть. Народный суверенитет осуществляется через выборный представительный орган и непосредственно местными жителями через выборы, всенародные обсуждения, референдум. Итак, в условиях демократии государственный суверенитет фактически совпадает с народным.

Соблюдение правопорядка

Чтобы правовое государство Украина таковым и оставалось, власть должна гарантировать соблюдение правовых норм на всех ступенях: от высших госорганов до каждого гражданина. Правовой порядок – это правовое состояние упорядоченности, организованности, урегулированности общественных отношений. В этом качестве он:

  • выступает мощным антиподом анархии, хаоса, неорганизованности, неопределенности и нестабильности отношений между людьми;
  • правовыми средствами сдерживает возможные незаконные проявления со стороны государства, его органов в отношении граждан, а также одного человека относительно другого.

При ослаблении власти, нарастании протестных настроений в 2013-2014 годах государственное устройство Украины оказалось под угрозой. Правопорядок является той правовой моделью, которая определяет статус субъектов общественных отношений, их характер, связь между физическими, юридическими лицами, а также способы, методы, процедуры урегулирования конфликтов.

По территориальному принципу (сфере распространения) или по масштабности можно выделить правопорядок в пределах:

  • государства (страны) в целом;
  • внутригосударственных образований (субъектов федерации, автономных государственных образований);
  • административно-территориальных единиц – городов, районов, областей и др

В зависимости от воздействия права, его структурных частей на процесс формирования правопорядка, можно выделить общий, отраслевой, специальный или институциональный порядок. Общий возникает и функционирует в результате реализации всей системы права. По объему этот класс фактически совпадает с правопорядком по территориальному признаку. Отраслевой составляется на основании норм определенной отрасли права (конституционный, финансовый, гражданско-процессуальный и др.). Специальный (институциональный) возникает на основании реализации отдельных институтов права.

Суды

Судебная власть – третья система государственного устройства Украины. Она реализуется посредством специальных государственных органов – судов. В стране сформирована трехуровневая система, на вершине которой стоит Конституционный суд. В его ведении – решение глобальных вопросов, затрагивающих основу всей власти – Конституцию.

Практические вопросы (общественные, хозяйственные) отведены общим и арбитражным судам соответственно. Таким образом, форма государственного устройства Украины приобретает сбалансированную структуру, уравновешиваемую Радой (законодательным органом), президентом (представителем исполнительной системы) и Конституционным судом (как высшей формой проявления судебной системы).

правовое государство Украина

МВД

Правовой порядок – это фактическое правовое состояние упорядоченности, урегулированности, организованности общественных отношений, следствие фактической реализации норм права, воплощение их в жизнь. Понятие государственного устройства неотделимо от понятия «сильной» правовой власти. Для его поддержания и выполнения в Украине создано Министерство внутренних дел.

Изначально МВД Украины подразделялось на специализированные службы:

  • Общественная милиция.
  • Криминальная милиция.
  • ГАИ.
  • Государственная служба охраны.
  • Различные спецподразделения.

Реформы

Реформа 2014 года значительно изменила структуру МВД. Прежде всего, вместо милиции утверждена приказом президента от 04.08.2015 года Национальная полиция. Планируется исключить из структуры транспортную, ветеринарную милицию и ГУБОП. С 2016 года функции ГАИ «передадут» создаваемой электронной системе, призванной заменить «живых» сотрудников госавтоинспекции. 16.09.2015 упразднены территориальные подразделения МВД. Закончится реформирование в 2017 году. Конечно, государственно-политическое устройство от этого не изменится, однако переходный период может сказаться на криминальной обстановке.

Планируется, что окончательно новая структура МВД примет следующий вид:

  • Уголовная полиция.
  • Специальная полиция.
  • Полиция охраны.
  • Киберполиция.
  • Патрульная полиция.
  • Органы досудебного расследования.
  • Полиция особого назначения.
  • Департамент наркоторговли.
  • Экономическая полиция.

унитарное государство Украина

Проблемы роста

Существуют различные виды государственного устройства. В Украине выбрали унитарную форму взаимодействия административных субъектов. Ситуация вокруг Крыма и Донбасса, разговоры о предоставлении регионам больших полномочий, вплоть до федерализации, ставят перед законодателями, политологами и обществом вопросы, простых ответов на которые нет.

Процесс создания нового демократического государства сложен. Но за короткий период была создана новая система государственного управления, национальные Вооруженные Силы, служба безопасности, полиция.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.