Общие правила назначения административных наказаний и условия их применения

Общие правила назначения административного наказания, кратко говоря, представляют собой условия, при которых к субъектам применяются те или иные санкции. Степень ответственности будет зависеть от характера совершенного проступка, имущественного статуса и личности виновного. Рассмотрим далее, что собой представляют административные наказания, система, общие правила их назначения.

общие правила назначения административных наказаний

Ключевые условия применения санкций

Их устанавливает КоАП (статья 4.1). Общие правила назначения административного наказания предписывают учитывать факторы, смягчающие и отягчающие вину субъекта. При применении санкции к юрлицам во внимание принимается не только характер проступка и имущественный статус, но и финансовое положение (платежеспособность). Общие правила назначения административных наказаний устанавливают, что привлечение субъекта к ответственности не освобождает его от обязанности, за невыполнение которой он был привечен к ответственности. Ни к кому нельзя применить санкции дважды за один проступок.

Ответственность за несколько проступков

В КоАП достаточно четко разъясняются условия, при которых допускается назначение административных наказаний, общие правила и сроки применения санкций. Если субъект совершил 2 и больше проступков, к ответственности он привлекается за каждый из них отдельно. Если несколько незаконных действий лица рассматриваются одним органом или служащим, к нему применяется одна санкция. Субъект, которому назначено наказание, будет считаться подвергнутым ему в течение года с даты завершения исполнения соответствующего постановления.

общие правила назначения административного наказания кратко

Основные признаки

Административная ответственность выступает в качестве разновидности юридической. Она выражается в применении органами, имеющими соответствующую компетенцию, или служащим санкции к субъекту, который совершил проступок. Административную ответственность характеризуют признаки, свойственные юридической. Вместе с этим существуют и специфические черты. Ключевые признаки ответственности по КоАП сводятся к следующему:

  1. Меры административного наказания предусматриваются как законными, так и подзаконными актами. Из этого следует, что ответственность обладает собственной нормативной основой. Положения, в соответствии с которыми применяются санкции, формируют самостоятельный административный правовой институт.
  2. В качестве основания для применения санкций выступает проступок.
  3. К ответственности привлекаются как граждане (несовершеннолетние, должностные лица и проч.), так и их объединения.
  4. За правонарушения предусматриваются взыскания.
  5. Меры административного наказания могут применяться различными компетентными органами и служащими. Это могут быть исполнительные структуры госвласти, местного самоуправления, суды и, собственно, судьи.
  6. Санкции применяются уполномоченными лицами и органами к субъектам, не находящимся в их подчинении. Этим общие правила назначения административных наказаний отличаются от порядка наложения дисциплинарных санкций.
  7. Привлечение к ответственности по КоАП не влечет увольнения и судимости.

Применение санкций к должностным лицам

Общие правила назначения административных наказаний предусматривают, что служащие привлекаются к ответственности в связи с совершением ими проступка, выражающегося в неисполнении либо ненадлежащем выполнении возложенных на них обязанностей. В качестве должностного лица выступает субъект, временно, постоянно либо в рамках определенных полномочий наделенный функциями представителя власти, осуществляющий организационно-распорядительную или хозяйственно-управленческую деятельность в госорганах, структурах местной власти, муниципальных и госучреждениях, ВС РФ, прочих войсках и формированиях.

назначение административных наказаний общие правила и сроки

Важный момент

Как указывают общие правила назначения административных наказаний, члены совета директоров, правлений и прочих коллегиальных органов, ревизионных, счетных комиссий, а также руководители организаций, которые наделены функциями единоличной исполнительной структуры юрлица, подвергаются санкциям как должностные лица. Данное положение действует в строго определенных случаях. В частности, субъекты привлекаются к ответственности как должностные лица, если ими совершены проступки, предусмотренные в следующих статьях: 15.17-15.22, 13.25, 15.24.1, 15.23.1, 14.24, 15.29-15.31, 19.7.3, а также ч. 9 ст. 19.5.

Общие правила назначения административных наказаний устанавливают также, что граждане, выступающие в качестве членов аукционных, конкурсных, единых или котировочных комиссий, сформированных муниципальными либо государственными заказчиками, бюджетными учреждениями, привлекаются к ответственности как должностные лица. Это положение распространяется на незаконные действия по ст. 7.29-7.32 КоАП. Субъекты ПБОЮЛ, совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности как должностные лица, если в Кодексе не устанавливается иное правило.

Применение санкций к зарубежным компаниям и иностранцам

Субъекты, являющиеся гражданами других государств, предприятия, зарегистрированные за пределами РФ, а также лица, которые не имеют гражданства, привлекаются к ответственности по общим правилам. Некоторые иностранцы могут обладать правовым иммунитетом. В случае совершения ими правонарушений вопрос о применении к ним административного наказания решается в соответствии с действующими международными правовыми нормами.

общие правила и принципы назначения административных наказаний

Применение санкций к организациям

Общие правила и принципы назначения административных наказаний устанавливают, что юрлица привлекаются к ответственности в случаях, определенных нормами раздела II КоАП либо федеральными законами. Если в положениях разд. I, III-V Кодекса не указывается, что санкции применяются только к юрлицам, они распространяются в равной степени и на граждан, и на организации. Исключение составляют случаи, когда наказание по смыслу статей может назначаться физлицам. При слиянии нескольких организаций к ответственности привлекается вновь созданное общество. В случае присоединения наказание применяется к принимающей компании.

При разделении/выделении из состава компании одной или нескольких фирм к ответственности привлекается лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли обязанности и права по имуществу/совершенным сделкам, в связи с которыми был совершен проступок. В случае преобразования административное наказание вменяется вновь созданной организации. Ответственность наступает вне зависимости от того, было ли известно предприятию о факте незаконных действий до окончания реорганизации.

Общие правила назначения наказаний: административные правонарушения

Понятие проступка зафиксировано соответствующей нормой. В положениях Кодекса закрепляются обязательные правила поведения, при нарушении которых виновному назначается наказание. Проступок характеризуется следующими признаками:

  1. Бездействием/действием.
  2. Виновностью.
  3. Наказуемостью.
  4. Противоправностью.

Рассмотрим их подробно.

статья 4 1 общие правила назначения административного наказания

Действие/бездействие

Административные правонарушения выражаются в конкретном поведенческом акте. Наличие действия или бездействия указывает на невозможность привлечения к ответственности за намерения, мысли или цели. Нельзя рассматривать как правонарушение эмоции и чувства лица, не выраженные поступками. Мыслительный процесс не регламентируется нормами.

Противозаконность

В качестве административного нарушения может признаваться только такой поведенческий акт, который прямо запрещен нормами разд. II КоАП либо положениями законодательства. Если эти условия не соблюдаются, то привлечь к ответственности субъекта нельзя. Противоправность выступает в качестве одного из ключевых критериев правонарушения. Вторичным, производным от него признаком считается оценка последствий. Противоправным действием является целеустремленный волевой поступок лица, посягающий на общественные, частные или государственные интересы. Незаконным бездействием признается невыполнение либо ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей, установленных в законодательстве.

Неизбежность последствий

Наказуемость противоправных действий/бездействий неизбежна. Она рассматривается как предусмотренная в КоАП либо законе возможность привлечь к ответственности виновного. Наказание применяется для предотвращения совершения новых неправомерных деяний и самим виновным, и иными лицами. Санкции не могут унижать достоинство и честь человека, причинять физические страдания или наносить ущерб репутации.

общие правила назначения наказаний административные правонарушения

Штраф

Административная мера наказания в виде денежного взыскания устанавливается в рублях. В соответствии с КоАП, гражданам может вменяться сумма, не превышающая 5 тыс. руб., должностным лицам – 50 тыс. руб., юрлицам – 1 млн руб. В случаях, установленных в ст. 14.42 и 14.40 КоАП, размер административного штрафа для организаций устанавливается до 5 млн руб. или выражается величиной, кратной:

  1. Стоимости предмета, на которое было посягательство, на момент завершения либо пресечения незаконного деяния.
  2. Сумме невыплаченных и подлежащих отчислению таможенных пошлин/сборов, незаконных операций с валютой, стоимости внешних и внутренних ценных бумаг либо денежных средств, зачисленных/списанных с неисполнением установленных предписаний о резервировании, валютной выручки, не реализованной в установленном порядке, капитала, не зачисленного в определенный срок на счет в уполномоченном банке, и проч.
  3. Максимальной (начальной) цене муниципального либо госконтракта при размещении заказов на производство работ, поставку продукции, оказание услуг, а также договора гражданско-правового характера, заключенного бюджетным предприятием.
  4. Сумме убытков/излишней прибыли, которых субъект избежал при неправомерном использовании инсайдерских данных либо манипулировании рынком.

Величина взыскания в любом случае не может быть менее 100 руб.

Предупреждение

Это мера наказания, которая выражается в официальном порицании организации либо гражданина. Предупреждение выносят в письменной форме. Оно устанавливается за проступки, совершенные впервые, если вследствие деяния не возник вред или его угроза в отношении здоровья/жизни населения, объектов растительного/животного мира, ущерб природе (или его вероятность), а также культурно-историческим памятникам, безопасности и обороноспособности государства, федеральному, муниципальному и частному имуществу.

административные наказания система общие правила их назначения

Лишение специальных юридических возможностей

Данная мера наказания назначается за систематическое либо грубое нарушение правил реализации предоставленных ранее прав в случаях, установленных в Особенной части КоАП. Продолжительность действия санкции – 1-36 мес. Лишение права на управление ТС как мера наказания не может применяться к субъекту, использующему транспорт в связи с инвалидностью. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 2 ст. 12.27, ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП, а также при уклонении от прохождения медосвидетельствования, пребывании за рулем в нетрезвом виде, оставлении места аварии, участником которой он является.

Арест

Этот вид наказания заключается в содержании субъекта, который совершил административный проступок, в изоляции от общества. Арест может применяться только по решению суда, когда других санкций по обстоятельствам дела недостаточно. Данное наказание не может применяться к беременным, женщинам, на иждивении которых находятся дети до 14 лет, инвалидам 1 и 2 гр., несовершеннолетним. Максимальная продолжительность ареста – 15 суток. В этот период включается время задержания. В течение срока ареста работающему субъекту не начисляется зарплата. Однако данная санкция не влечет увольнения или судимости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.