Познавательная и социальная мотивация учебной деятельности

Категория "мотив" относится к важнейшим в целом ряде науке, а потому трактуется довольно широко. Применительно к учебной деятельности, наиболее целесообразным будет прибегнуть к определению данной категории, которое предложил А. Леонтьев,

А.Н. Леонтьев, прежде всего, предложил не отождествлять понятия цель и мотив, так как они различны по своей психо-поведенческой природе. Кроме того, он утверждал, что мотивация учебной деятельности коовариативна – то есть одни мотивы могут проявляться по-разному, и даже быть совершенно разными, при стремлении к достижению одной и той же цели, и, наоборот, к разным целям могут формировать стремление одни и те же мотивы.

Мотив, в самой простой формулировке, представляет собой фактор, побуждающий человека к какой-либо деятельности. Все они могут классифицироваться на осознаваемые и неосознаваемые. Например, учащийся может совершено ясно понимать, что надо учиться, при этом его собственные мотивы учебной деятельности могут быть ему не ясны. Они становятся более осознаваемыми только при предельно суженой учебной задаче и конкретно сформулированной локальной цели, как, например, можно мотивировать первоклассника к выполнению домашнего задания, чтобы он не огорчал родителей плохими отметками. Но это совсем не значит, что этот мотив распространится на понимание значимости домашних заданий вообще.

Исследование мотивационной природы человека, особенно школьников, выступает сложной задачей и предполагает необходимость изучения всей их иерархии, чтобы ее формирование в интересах учения представляло системный и цельный процесс.

В этом исследовании, отправной точкой может служить тезис о том, что любая деятельность человека полимотивирована, то есть, причиной одиночного поступка или действия могут быть различные мотивы. Их такое множество, что для удобства их изучения они классифицируются по различным основаниям. Вот некоторые типы мотивации, которые непосредственным образом связаны с учебной деятельностью и ее результатами:

- отрицательная мотивация, проявляется как фактор побуждения к учению на основании понимания учеником того, что если он не будет учиться, то это повлечет для него негативные последствия в семье, школе, среди сверстников и т.д.

- положительная мотивация учебной деятельности, которая, как правило, проявляется в двух основных формах.

При одних обстоятельствах она детерминирована социальными целями человека, ученика, например, стремлением поступить в престижное учебное заведение после окончания школы. Такая позиция превращается в установку ученика на постоянно положительное отношение к учению, потому что оно воспринимается им как часть общей социальной задачи.

При других обстоятельствах положительная мотивация учебной деятельности проявляется исключительно как мотив, не имеющий отношение к решению социальных задач позиционирования. В этом случае она выступает, как фактор побуждающий учиться для того, чтобы просто быть интеллектуально развитым человеком, любознательным.

Современная наука утверждает, что мотивация учебной деятельности включает в себя множество мотивов, которые достаточно условно можно разделить на две группы.

Познавательные мотивы отличаются тем, что непосредственно связаны с процессом учебы. Вторая группа – социальных – в большей мере характеризует связи школьника с другими людьми, но опосредованно влияющими на его учение.

Основу познавательных мотивов составляют следующие:

- широкие мотивы, то есть те, которые непосредственно ориентируют школьника на овладение знаниями, которые как бы «запускают» интерес к учению.

- учебно-познавательные, это те, которые побуждают школьников к освоению учебной методологии в широком смысле, то есть приемов и методов учения как такового.

- мотивы самообразования включают все те, которые ориентируют ученика на освоение способов получения учебной информации и потому побуждают его обращаться за этим к учителям, родителям, взрослым, литературе и т.д.

Социальная мотивация учебной деятельности включает также широкие социальные мотивы и узкие. Первые включают все то, что способствует пониманию учеником социальной значимости учения, его общественной полезности. Вторые помогают сформировать стремления приобрести статус благодаря своим знаниям, полученным в ходе успешного учения. Выделяют особо мотивы социального сотрудничества, которые подвигают молодого человека к общению, взаимодействию со сверстниками, любым формам коллективной деятельности.

Важно понимать, что многообразие мотивов учебной деятельности не исчерпывает все трудности ее исследования, дело еще в том, что в ходе самого учения формирование мотивации учения может меняться, потому важным фактором успешности учения для каждого педагога и воспитателя (в широком смысле) выступает задача отслеживания динамики ее изменений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.