Как организовать анализ качества продукции на предприятии?

В нашей стране существует ряд государственных стандартов, согласно которым необходимо организовывать анализ качества продукции на предприятии. Термин «продукция» ГОСТ Р 9000-2008 расшифровывается, как результат процесса, преобразующего входы в выходы. По ГОСТ Р 9001-2008 они подлежат количественной оценке, а характеристики продукции должны быть измерены и проведен их мониторинг. То есть каждая организация должна проводить до отправки продукции потребителю ее приемку и подтверждать ее годность для использования. В ГОСТ 15.309-98 говорится, что эти требования распространяются на всю народнохозяйственную продукцию, кроме судов или других видов, на которые установлены специальные требования. То есть анализ качества продукции предполагает проведение ее измерений и испытаний в объеме, установленном нормативно-техническим документом на конкретный вид продукции (ГОСТ, ОСТ, ТУ и прочее) или контрактом (договором) на ее поставку.

Анализ качества продукции проводится на партиях. Они в технологическом и производственном процессах и в процессе контроля качества должны одинаково идентифицироваться по наименованию продукта, номеру партии, дате ее изготовления или выпуска. Эти данные должны обеспечить полную прослеживаемость продукции с момента поступления сырья, проверки качества сырья, технологических параметров при изготовлении, всех производственных и логистических операций, которым она подвергалась на всем жизненном цикле, а также данных о персонале, участвовавшем в изготовлении и контроле качества. Требования эти вытекают из стандарта ГОСТ Р 9001-2008, где говорится о необходимости процессного подхода с целью повышения удовлетворенности потребителей.

На стадии выпуска проводится анализ качества продукции, который называется приемочным. Он подразделяется на две категории испытаний: приемо-сдаточные и периодические. Совокупность проведенных испытаний и оформленный по их результатам документ о качестве продукции, подтверждающий ее соответствие, являются для потребителя гарантией того, что продукция не имеет отклонений от установленных требований. Приемо-сдаточные испытания проводятся на каждой партии, периодические — с частотой, предусмотренной в документах, устанавливающих требования на конкретный вид продукции. Все результаты испытаний должны быть идентифицированы по наименованию параметра и метода испытаний, прослеживаться по типу измерительного оборудования и характеристике материалов, примененных для испытаний.

Так как все производственные стадии работают согласно действующим технологическим регламентам или другим нормативным документам, то требования, обеспечивающие соответствие продукции (качество сырья и материалов, технологические параметры изготовления, упаковки, хранения и транспортировки, вплоть до доставки ее к потребителю) должны выполняться. Поэтому для верификации закупленного сырья и материалов проводится входной контроль качества продукции по ГОСТ 24297-87 и утвержденными планами или графиками входного контроля. В отличие от приемочного контроля, сырье может проверяться не по всем показателям качества, а только по тем, соблюдение требований по которым обязательно, так как влияет на качество конечной продукции, обеспечивает безопасность производства или соблюдение правил и норм по охране труда.

Требования к продукции, а также требования к измерениям и испытаниям, по которым проводится анализ качества продукции, устанавливаются в стандарте на продукцию. Испытания должны проводиться  компетентным персоналом. Полученные результаты подтверждаться личной подписью. Достоверность результатов  обеспечивается действующей системой менеджмента качества лаборатории или соответствующей технической службой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.