Острый миелобластный лейкоз: симптомы, диагностика, лечение

Острый миелобластный лейкоз - это опасное онкологическое заболевание крови, которое характеризуется неконтролируемым размножением незрелых клеток костного мозга. Чтобы победить этот недуг, важно как можно раньше распознать первые симптомы и получить правильную диагностику. Далее мы подробно рассмотрим причины, признаки, методы диагностики и возможности лечения острого миелобластного лейкоза.

Что представляет собой острый миелобластный лейкоз

Острый миелобластный лейкоз (ОМЛ) - это злокачественное заболевание кроветворной системы, при котором в костном мозге накапливается большое количество незрелых клеток белой крови - миелобластов. Эти опухолевые клетки вытесняют нормальные кровяные клетки, что приводит к нарушению кроветворения.

Впервые острый лейкоз описал немецкий патолог Рудольф Вирхов в 1845 году. В 1877 году немецкий ученый Пауль Эрлих выявил, что лейкозные клетки происходят из костного мозга. А в 1900 году немецкий врач Феликс Пинкус впервые использовал термин "острый лейкоз".

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, различают несколько видов острого лейкоза:

• Острый миелоидный лейкоз (ОМЛ)
  • Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ)
  • Острый промиелоцитарный лейкоз (ОПЛ)
  • Острый миеломонобластный лейкоз (ОММЛ)

Острый миелобластный лейкоз является наиболее распространенным видом острого лейкоза у взрослых. Ежегодно в мире регистрируется около 350 000 новых случаев ОМЛ. В России заболеваемость составляет 2,5-3 случая на 100 000 населения.

Чаще ОМЛ развивается у людей старше 60 лет. Повышенному риску подвержены лица, перенесшие химиотерапию и облучение, а также страдающие некоторыми наследственными заболеваниями.

Причины возникновения острого миелобластного лейкоза

Точные причины возникновения ОМЛ до конца не выяснены. Однако известны некоторые факторы, повышающие риск развития этого заболевания:

• Наследственная предрасположенность
  • Воздействие ионизирующего излучения
  • Химиотерапия по поводу других онкозаболеваний
  • Влияние канцерогенов (бензол, толуол и др.)
  • Некоторые вирусные инфекции
  • Врожденные заболевания (синдром Дауна, Фанкони)

У 5-10% больных ОМЛ обнаруживаются наследственные мутации генов, повышающие риск развития лейкоза. Это могут быть мутации в генах RUNX1, CEBPA, GATA2.

Облучение ионизирующим излучением также является известным фактором риска. У людей, переживших атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, отмечен повышенный уровень лейкозов.

Причиной вторичного ОМЛ может стать химиотерапия, особенно препаратами алкилирующего действия. Лейкоз развивается спустя 5-10 лет после лечения.

Также с острым миелобластным лейкозом связывают воздействие бензола, инсектицидов, гербицидов, красителей. Вирус Эпштейна-Барр, вирус герпеса 6-го типа могут запускать развитие ОМЛ.

У детей с синдромом Дауна риск возникновения острого лейкоза повышен в 10-25 раз. У лиц с анемией Фанкони лейкоз встречается в 760 раз чаще, чем в общей популяции.

Патофизиология острого миелобластного лейкоза

В основе ОМЛ лежат мутации в генах кроветворных клеток-предшественников. Эти мутации приводят к нарушению процессов пролиферации, дифференцировки и гибели клеток в костном мозге.

Наиболее часто встречаются хромосомные перестройки:

• t(8;21) - транслокация между 8 и 21 хромосомами
  • inv(16) или t(16;16) - инверсия или транслокация 16 хромосомы
  • t(15;17) - транслокация между 15 и 17 хромосомами

Также выявляют мутации в генах NPM1, CEBPA, FLT3, RAS, JAK и других. Эти генетические изменения блокируют дифференцировку клеток и стимулируют их бесконтрольное деление.

В результате в костном мозге накапливается огромное количество незрелых бластных клеток, которые вытесняют нормальные клетки крови. Развивается картина злокачественного поражения кроветворной системы.

Симптомы острого миелобластного лейкоза

Симптомы ОМЛ обусловлены инфильтрацией костного мозга и внутренних органов опухолевыми клетками, а также угнетением нормального кроветворения. К основным проявлениям относятся:

• Слабость, быстрая утомляемость
  • Головокружение, одышка
  • Повышенная склонность к кровотечениям
  • Частые инфекции и лихорадка
  • Бледность кожи и слизистых
  • Потливость, особенно по ночам
  • Похудание

Анемия, обусловленная угнетением эритропоэза, проявляется слабостью, головокружением, одышкой, сердцебиением.

Тромбоцитопения приводит к появлению гематом, кровотечений из носа и десен, маточных кровотечений.

Нейтропения вызывает лихорадку, озноб, повышенную склонность к инфекциям. Нередко развивается тяжелый сепсис.

Характерны боли в костях из-за инфильтрации костного мозга лейкозными клетками. Возможны припухлости на голенях, стопах, ребрах.

У части пациентов отмечается увеличение лимфоузлов, печени, селезенки. Могут наблюдаться кожный зуд, кровоизлияния в кожу.

При поражении ЦНС появляются головные боли, рвота, нарушение зрения, слабость в конечностях. Возможны судороги, потеря сознания.

У детей часто наблюдаются беспричинные капризы, раздражительность, снижение аппетита, бледность.

Пожилой грустный мужчина в палате больницы смотрит в окно на закат

Диагностика острого миелобластного лейкоза

Для диагностики ОМЛ проводятся следующие исследования:

• Общий и биохимический анализ крови
  • Анализ костного мозга
  • Иммунофенотипирование
  • Цитогенетическое исследование
  • Молекулярно-генетическое исследование
  • Рентгенография и КТ костей
  • УЗИ внутренних органов

В общем анализе крови выявляется анемия, тромбоцитопения, лейкопения или лейкоцитоз со сдвигом формулы влево.

При миелограмме обнаруживается замещение костного мозга бластными клетками. Их количество превышает 20% от всех клеток костного мозга.

Иммунофенотипирование позволяет идентифицировать бластные клетки как опухолевые. Определяются маркеры CD13, CD33, CD34, CD117.

При цитогенетическом исследовании выявляют хромосомные аномалии, характерные для ОМЛ.

Молекулярная диагностика помогает обнаружить мутации генов NPM1, CEBPA, FLT3, которые имеют прогностическое значение.

Рентгенография костей может показать остеопороз, очаги деструкции от инфильтрации бластными клетками.

На УЗИ органов брюшной полости определяют увеличение печени, селезенки, лимфоузлов.

Диагноз острого миелобластного лейкоза устанавливается гематологом на основании жалоб, анамнеза, клинической картины и данных инструментальных и лабораторных исследований.

Принципы лечения острого миелобластного лейкоза

Стандартным методом лечения ОМЛ является программная полихимиотерапия, которая включает несколько этапов:

1. Индукционная терапия с целью достижения ремиссии
  2. Консолидация ремиссии
  3. Поддерживающая терапия

На индукционном этапе применяют цитарабин, даунорубицин, идарубицин. Это позволяет добиться ремиссии у 50-80% больных.

Для консолидации используют высокодозную химиотерапию и трансплантацию костного мозга. Это позволяет предотвратить рецидив.

Поддерживающая терапия проводится с целью удлинения ремиссии и предотвращения рецидива. Для этого используются препараты меркаптопурина, метотрексата, цитарабин в низких дозах.

При рецидивах заболевания назначают вторую линию химиотерапии с применением высоких доз цитарабина, этопозида, митоксантрона. Эффективны препараты моноклональных антител - ритуксимаб, алемтузумаб.

Особенности терапии у детей

Лечение острого миелобластного лейкоза у детей имеет свои особенности. Обычно применяют следующие схемы химиотерапии:

• Протокол BFM (Германия)
  • Протокол МРС (Великобритания)
  • Протокол LLA-97 (Франция)

Химиотерапия дополняется трансплантацией костного мозга и лучевой терапией на головной мозг. Это позволяет достичь 5-летней выживаемости в 80% случаев.

Особое внимание уделяется профилактике и лечению инфекционных осложнений. Проводится заместительная терапия компонентами крови, колониестимулирующими факторами.

Прогноз при остром миелобластном лейкозе

Прогноз заболевания зависит от многих факторов:

• Возраст и общее состояние пациента
  • Наличие сопутствующих заболеваний
  • Цитогенетические и молекулярные характеристики опухоли
  • Начальный ответ на терапию

Лучший прогноз отмечается у детей и молодых людей без тяжелых сопутствующих заболеваний. 5-летняя выживаемость у них достигает 40-60%.

Худший прогноз наблюдается у пожилых, ослабленных больных, а также при неблагоприятных цитогенетических вариантах ОМЛ. В этих случаях 5-летняя выживаемость составляет менее 10%.

Профилактика острого миелобластного лейкоза

Эффективных методов профилактики ОМЛ не разработано. Тем не менее, риск развития заболевания можно снизить следующими способами:

• Избегать контакта с канцерогенами
  • Соблюдать правила радиационной безопасности
  • Проходить регулярные медосмотры
  • Своевременно лечить хронические инфекции
  • Вести здоровый образ жизни

Лицам из групп риска по наследственным синдромам показано диспансерное наблюдение и генетическое консультирование.

Вид сверху на оживленную больницу в солнечный день

Новые методы лечения острого миелобластного лейкоза

Интенсивно разрабатываются и внедряются новые методы терапии ОМЛ:

• Таргетная терапия ингибиторами FLT3, IDH1/2, BCL2
  • Иммунотерапия (биспецифические антитела, CAR-T-клетки)
  • Терапия на основе онколитических вирусов
  • Генная терапия

Эти инновационные подходы позволяют значительно улучшить результаты лечения, особенно в трудных случаях ОМЛ.

Персонализированная терапия подразумевает подбор препаратов и их дозировок с учетом индивидуальных особенностей пациента и характеристик опухолевых клеток.

Таргетная терапия направлена на блокирование патологических сигнальных путей в опухолевой клетке. Например, ингибиторы FLT3 эффективны при мутациях данного гена.

Иммунотерапия стимулирует иммунную систему для распознавания и уничтожения опухолевых клеток. К ней относятся биспецифические антитела, CAR-T клеточная терапия.

Терапия онколитическими вирусами использует вирусы, способные избирательно инфицировать и убивать опухолевые клетки.

Генная терапия направлена на коррекцию мутаций в опухолевых клетках путем введения нормальных генов или РНК/ДНК, регулирующих экспрессию генов.

Поддерживающая терапия при остром миелобластном лейкозе

Поддерживающая терапия направлена на облегчение симптомов, профилактику и лечение осложнений химиотерапии.

Проводится заместительная терапия компонентами крови. Назначаются антибиотики, противогрибковые и противовирусные препараты.

Для профилактики и лечения тошноты используются противорвотные средства. Проводится коррекция электролитных нарушений.

Рекомендуется употребление калорийной и богатой белками пищи, питьевой режим. При тяжелой нейтропении может потребоваться парентеральное питание.

Обезболивающие препараты назначаются при выраженном болевом синдроме. Оказывается психологическая поддержка пациенту и его родственникам.

Диета и режим при остром миелобластном лейкозе

Пациентам рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

• Полноценное сбалансированное питание с достаточным содержанием белка
  • Ежедневный прием овощей и фруктов
  • Исключение алкоголя, копченостей, острой и жареной пищи
  • Питьевой режим до 2 литров в день
  • Избегать скопления людей в период иммунодефицита
  • Отказ от курения
  • Соблюдение правил личной гигиены

Рекомендуется регулярная умеренная физическая активность, за исключением периодов выраженной слабости и нейтропении.

Необходимо ограничить физические и эмоциональные нагрузки, чередовать периоды отдыха и активности. Исключить контакты с больными инфекционными заболеваниями.

Уход за пациентом при остром миелобластном лейкозе

Уход за пациентом включает:

• Контроль температуры, артериального давления, пульса
  • Помощь при проведении гигиенических процедур
  • Профилактика и лечение пролежней
  • Кормление пациента при тяжелом состоянии
  • Психологическая поддержка больного

Необходимо обеспечить чистоту помещения, постельного и нательного белья, посуды. Проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.

Стоит избегать контактов с лицами, болеющими инфекционными заболеваниями. Посетителям следует использовать медицинские маски.

Медицинская реабилитация после лечения острого миелобластного лейкоза

После интенсивной химиотерапии проводятся реабилитационные мероприятия:

• Лечебная физкультура
  • Массаж и физиотерапия
  • Психотерапия
  • Санаторно-курортное лечение

Это позволяет быстрее восстановить физическое и психоэмоциональное состояние пациента, улучшает качество его жизни.

Реабилитация должна быть строго индивидуальной и проводиться под контролем гематолога. Необходимо избегать чрезмерных нагрузок в период восстановления иммунитета и кроветворения.