Продуктивность управленческой деятельности принято оценивать по двум тесно взаимосвязанным категориям: это результативность экономическая, с одной стороны, и социальная эффективность - с другой. Разберемся, что значит второе.
Социальная эффективность управления - это категория, выражающая степень удовлетворения спроса потенциального потребителя на услуги и товары. Чем больше человек покупает тот или иной продукт, тем восприимчивей он к маркетинговым инструментам.
Виды
Социальная эффективность управления оценивается по двум направлениям:
- внешняя;
- внутренняя.
Практика управления подразумевает периодическое проведение сравнительного анализа уровня её результативности с тем, который имелся в предшествующем отчётном периоде, либо с тем, что получен в аналогичных организациях. Это позволяет отследить динамику падения или роста эффективности. На основе полученных результатов принимаются решения, направленные на дальнейшее улучшение собственно основной или управленческой деятельности. Для этого используют определённые показатели и критерии менеджмента, важнейшими из которых являются прибыль и параметры достижения плановых результатов.
Для чего это нужно?
Обоснование экономической продуктивности мероприятий, которые проводятся с целью совершенствования в организации управленческой деятельности, обязательно требуется дополнять таким параметром, как оценка социальной эффективности. Без нее абсолютно невозможно добиться правильной обратной связи с потребителем.Социальная эффективность устанавливается соотношением ряда показателей, которыми отражаются результаты менеджмента, к затратам, которые требуется понести для их достижения. Вышеупомянутые результаты оцениваются по таким овеществлённым характеристикам, как:
- улучшение бытовых условий населения и уровня жизни;
- повышение эффективности мер, направленных на укрепление и защиту здоровья человека;
- повышение результативности и облегчение труда работающего населения и т. п.
Иными словами, социальная эффективность - это реализованная на практике степень ожидания интересов и потребностей людей, выступающих в качестве наёмных работников. Помимо сферы продаж, она часто используется и в рекрутинге.
Экономическая, с одной стороны, и социальная эффективность - с другой, символизируют единство и борьбу противоположностей. Взаимно дополняя друг друга, они одновременно и противоречат друг другу.Достигнуть в этом вопросе оптимального баланса интересов – вот важнейшая, центральная задача, на решение которой должны быть направлены усилия топ-менеджеров любого предприятия или организации.
Именно поэтому считается, что социальная эффективность руководства, являющаяся общественным результатом указанной деятельности, характеризует, насколько полно удалось использовать возможности каждого сотрудника и коллектива в целом (имеющиеся у них в потенциале), а также их творческие способности и степень успешности решения такой важной задачи, как социальное развитие персонала.