Для начала: что такое портфолио? Слово это в русском языке довольно «молодое» и пришло к нам в образовательный процесс каких-нибудь полтора-два десятка лет назад. По большому счёту, так называются собранные вместе, в одну папку, различные учебно-методические материалы, применяемые на уроках. К ним относятся разного рода карточки, таблицы и схемы, иллюстрации к произведениям и репродукции картин, поурочные и календарные планы, тесты и многое другое. Портфолио должны быть не только у преподавателей, но и школьников. Об этом и поговорим.
Цели и содержание
Что должно включать в себя портфолио для начальных классов? Содержание учительского мы выяснили. А вот ученического? И нужно ли оно малышам вообще? В качестве основных задач начального образования, помимо передачи знаний и формирования соответствующих умений и навыков, можно назвать и раскрытие творческих и иных способностей детей, создание максимально удобных условий для их реализации; развитие познавательных мотиваций для каждого отдельного ученика и класса в целом; формирование положительных морально-нравственных качеств, потребностей, идеалов и многие другие. В свете этого напрашивается вывод: портфолио для начальных классов, если учитель решает его завести, должно содержать такие материалы, которые, с одной стороны, помогали бы детям в учёбе, а с другой, позволяли бы реализовать творческий потенциал каждого ребёнка и служить инструментом одобрения и поощрения его работы.
Примеры возможных портфолио
Чтобы ребёнку было удобно хранить материал, который будет постоянно пополняться, ему нужно завести 2 папки: одну большую, канцелярскую – в неё он будет дома складывать все нужные бумаги на постоянное хранение, и вторую – клеёнчатую или картонную на верёвочках, чтобы носить нужное на уроки. Так как это портфолио для начальных классов, не обязательно вводить единообразную форму. Можно позволить детям поэкспериментировать с расцветками, внешним оформлением. А вот титульные листы уже требуют единого образца – имя и фамилия школьника, номер и литера класса, наименование учебного заведения.
Далее в папку необходимо вставить несколько файлов – по наполняемым разделам. Например, портфолио для начальных классов может содержать карточки и другой вспомогательный материал по математике (образцы с таблицей умножения, знаками «больше»/«меньше» и др.), природоведению. Такую папку легко создать для любого предмета. Перфокарты по русскому языку, символические картинки к правилам, схемы разборов слов и предложений, какие-либо выписки из изучаемых произведений в книге для чтения, понравившиеся цитаты – всё это тоже не только допустимо, но и желательно для портфолио ученика начальных классов. Большим плюсом станет совет учителя, чтобы ребята вкладывали в папку и собственные рисунки–иллюстрации к наиболее запомнившимся фрагментам литературных текстов, пословицам и поговоркам, своим же сочинениям на свободную тему. В этом случае у учеников появится прекрасный стимул к самовыражению. И наконец, личная информация. Её также можно поместить в портфолио ученика начальных классов, готовое по другим разделам. Предложите ребятам поискать сведения о своём имени, о тех интересных событиях, которые происходили в стране и в мире в год их рождения, поступления в сад и в 1 класс. Пусть они понемногу расскажут о своей семье, интересах, увлечениях, друзьях – такая информация поможет и им самим осознать себя как личностей, и даст немало пищи для размышлений о своих подопечных самим учителям.Естественно, со стороны педагога должен быть контроль за заполнением портфолио, но без излишнего нажима и строгости.