Основные формы налогового контроля могут быть подразделены на несколько групп по определенным основаниям.
Так, во-первых, основываясь на времени его проведения, выделяют такие виды:
- предварительный, проводимый до отчетного периода по каждому виду сбора, до принятия решения по вопросу предоставления налоговых льгот плательщику либо изменения сроков соответствующих уплат в бюджет;
- текущий, осуществляемый в отчетный период;
- последующий, проводимый по завершении отчетного периода с использованием результатов анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации.
Во-вторых, формы налогового контроля классифицируются, исходя из субъектов, представленных следующими службами:
- налоговыми и таможенными органами;
- органами внебюджетных государственных фондов.
В-третьих, налоговый контроль может быть выделен в зависимости от места его проведения:
- выездной (по месту нахождения плательщика);
- капитальный (по месту расположения соответствующей службы).
Существуют и другие формы налогового контроля, исходя из его определения. Другими словами, данный термин подразумевает осуществление вида деятельности государственных органов, реализуемого в определенных формах для получения необходимой информации о соблюдении принятых соответствующим законодательством норм с обязательной проверкой своевременности и полноты исполнения плательщиками обязательств по уплате тех или иных сборов в бюджет.
Итак, в специализированной литературе выделяется четыре главные формы налогового контроля:
- налоговый оперативного значения;
- выездной и камеральный;
- административный;
- мониторинг;
- налоговый учет государственного уровня.
Все без исключения формы налогового контроля находятся под юрисдикцией соответствующих органов. На основании этого перед ними ставятся различные задачи.
Так, налоговый контроль государственного значения направлен на осуществление решения задач, построенных на учете субъектов хозяйствования, а также других элементов данной сферы государственного управления.
В качестве основной задачи оперативного налогового контроля и мониторинга принято считать получение объективной и достоверной информации, касающейся текущей деятельности плательщиков. Сюда необходимо включить отслеживание налоговых поступлений.
Выездной и камеральный контроль основывается на осуществлении проверки исполнения обязательств в сфере налогообложения. Основной инструмент данного вида деятельности – налоговая проверка.
Задачами административного контроля в данной сфере является осуществление отслеживания и проверки участников таких отношений, которые наделены дополнительными полномочиями в сфере администрирования. Примером может служить контроль исполнения служебных обязанностей налоговыми служащими.