Государственные внебюджетные фонды - немаловажная составляющая формирования государственных финансов, которые могут быть использованы на социальные и экономические нужды.
Формирование доходов и расходов данных фондов происходит в соответствии с Бюджетным кодексом и другими законодательными актами в виде ежегодных бюджетных законов.
Итак, государственные внебюджетные фонды представлены денежными средствами, предназначенными для финансирования пенсионного и социального обеспечения, страхования, медицинской помощи и охраны здоровья. Одним словом, речь идет о всех правах, закрепленных Конституцией РФ.
Исполнение бюджета любого такого фонда в виде соответствующего отчета готовится его органом управления и предоставляется для рассмотрения и утверждения в органы высшей власти. Контролируют этот процесс органы, отвечающие за исполнение бюджетов аналогичного уровня РФ.
Государственные внебюджетные фонды РФ формируются с помощью обязательных целевых платежей, рассчитываемых в определенных процентах к фонду заработной платы, и могут быть включены в себестоимость продукции.
Сегодня насчитывается более 30-ти таких фондов, в которых сконцентрировано более 60 процентов государственных доходов. Данные организации подразделяются на социальные и экономические институты, которые отличаются источниками их формирования и масштабами назначения и использования.
Государственные социальные внебюджетные фонды представлены в виде системы таких органов, как Пенсионный фонд, фонды социального, а также и обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды экономической направленности состоят из фонда технологического развития и НИОКР, финансовой поддержки отраслей и инвестиционных. Основное их предназначение находится в источнике накопления и расходования средств на нужды страны.
История возникновения данных фондов несколько древнее, чем государственных бюджетов. Вначале они имели вид специальных счетов. Однако в процессе развития государства возникала необходимость в постоянном привлечении большего количества средств. Именно тогда образовались современные государственные внебюджетные фонды. Именно с помощью этих организаций стало возможным аккумулировать большее количество денежных средств, впоследствии направляя их на конкретные цели, связанные со здравоохранением, пенсионными выплатами и страхованием.
В самом начале своего становления фонды функционировали на временной основе, которая предусматривала прекращение их деятельности после достижения конкретной цели государства. С появлением новых задач создавались и новые организации, которые были способны устранить такой основной недостаток прежде действовавшей системы, как нехватка финансов в одних фондах и их избыток в других.
При переходе к рыночной экономике появление в России указанных фондов обусловлено рядом причин:
- потребность в социальной защите граждан во время экономической нестабильности и безработицы;
- использование денежных средств по целевому назначению;
- необходимость наличия достаточного количества финансов для решения социальных вопросов;
- с использованием кредитного механизма появляется возможность покрыть бюджетный дефицит.
Государственные внебюджетные фонды имеют и определенные особенности:
- строгое планирование государственными органами власти их размеров;
- использование финансовых средств данных фондов для потребностей государства, не включенных в основной бюджет;
- взносы представляют собой налоговые платежи, которые установлены государством и должны быть обязательными.