Гражданская война стала одной из величайших трагедий русской истории. Эта братоубийственная бойня продолжалась почти шесть лет и повлекла жертвы, значительно превосходящие по своему числу военные потери в боях с Австро-Венгрией и Германией. Одной из малоизвестных страниц этой страшной эпопеи стало восстание Чехословацкого корпуса.
Первая мировая война столкнула в смертельной схватке многие народы. Из романов Ремарка и других литераторов, ее ветеранов, можно почерпнуть сведения о позиционных боях на Западном фронте. Сегодня россияне узнают много нового о доблести предков, защищавших родную землю на протяженной линии обороны от Балтики до Черного моря, и о прорыве фортификаций в Карпатах армией генерала Брусилова.
Популярная книга Ярослава Гашека о бравом солдате Швейке ярко иллюстрирует настроения в австро-венгерской армии, часть которой была укомплектована чехами и словаками. Солдаты этих национальностей должны были защищать интересы совершенно чуждой им монархии. Исторически испытывая симпатии к России (даже национальные флаги чехов и словаков своими цветами повторяют наш триколор), они массово дезертировали или переходили на ее сторону. Знание австрийской армии «изнутри» позволяло им оказывать неоценимую помощь.
После октябрьского переворота эти части оказались в трудном положении. Большевики, пытаясь замедлить их движение на фронт, куда они стремились, чтобы помочь союзным армиям завершить разгром Германии и Австро-Венгрии (а, значит, и добиться суверенитета), принимали решения то разоружить их, то загнать в концентрационные лагеря (они как раз тогда появились), а то и переманить в Красную Армию.
Возникла ситуация, при которой положение могла спасти лишь смелая наступательная операция или захват складов с оружием.
Вот тогда и началось восстание Чехословацкого корпуса. Дата этого события – весна 1918 года. Точнее ее указать невозможно, единого командования это военное формирование не имело. Начало восстания Чехословацкого корпуса было спонтанным и неподготовленным. Красные обстреливали вагоны с солдатами из пулеметов, и тем приходилось контратаковать их голыми руками. Тем не менее плохо вооруженные и не знавшие местности, но хорошо обученные военные смогли достойно противостоять большевикам, а симпатии населения позволяли им удерживать значительные территории на Поволжье и в Сибири.
В условиях, когда Добровольческая армия еще не была сформирована, именно восстание Чехословацкого корпуса стало первой сколь бы то ни было организованной попыткой противостоять красному террору.
Страны Антанты, обещавшие помощь, с ней, однако, не спешили. Во-первых, у Англии и Франции своих забот хватало, а во-вторых, сама ее доставка была проблематична и связана с рисками. На просторах от Волги до самого Владивостока восстание Чехословацкого корпуса стало реальной угрозой для большевистского режима.
Освобождение Казани и удерживание города в течение месяца продемонстрировало способность «белочехов» к решительным действиям. Однако потери, отсутствие снабжения и централизованного управления не могли не сказаться на военной удаче. Осенью 1918 года, в октябре, два полка, 1-й и 4-й, отказались продолжать боевые действия. Комдив Йозеф Йиржи Швец застрелился, не пережив позора, ведь солдаты, вместе с которыми он воевал четыре года, ему не подчинились.
Окончательно восстание Чехословацкого корпуса было подавлено лишь осенью 1919 года. Из Владивостока его остатки были эвакуированы на родину, получившую после поражения Австро-Венгрии независимость.