Те, кто в путешествиях предпочитает летать, наверняка хоть раз переживали турбулентность в самолете. И хотя такое явление наблюдается далеко не в каждом полете, не лишним будет узнать о нем побольше. Как правило, все происходит следующим образом: командир объявляет о том, что самолет попал в турбулентность, просит пассажиров сесть на места и пристегнуть ремни. А потом начинается так называемая болтанка, иногда бывают случаи, когда багажные полки открываются, и вещи разлетаются по салону. Да, это может показаться очень страшным, но чаще всего нет никаких оснований пугаться, хотя в такие моменты некоторые пассажиры могут испытывать тошноту. Что же следует знать про турбулентность в самолете?
Прежде всего, это никак не зависит от квалификации пилота. Не он трясет самолет, и далеко не всегда он может избежать попадания в болтанку по разным причинам, о которых речь пойдет ниже. Просто следует знать, что такое явление, как зона турбулентности в самолете, в большинстве случаев вне его власти. Как правило, автопилот отключают только в самых серьезных случаях. И обязательно нужно помнить, что ни один пилот не полетит прямиком в зону турбулентности,
если он может избежать попадания в нее.Так почему это явление иногда наблюдается, а иногда нет? От чего это вообще зависит? Дело в воздушных потоках: восходящих и нисходящих. Чаще всего эти вихревые потоки бывают в центре масс грозовых облаков. Но иногда наблюдаются и на краю опасной области, и их наличие определить не так уж просто. Еще одной возможной причиной являются так называемые струйные течения. Это потоки, горизонтальная или вертикальная скорость которых резко меняется. Чаще всего это явление наблюдается у восточных берегов Северной Америки.
Турбулентность в самолете может наблюдаться даже в безоблачном небе, и не всегда возможно быстро выйти из опасной зоны, особенно там, где движение самолетов довольно плотное. Проблема в том, что необходимо соблюдать
расстояние между авиалайнерами во избежание их столкновения, поэтому маршрут полета должен в таких случаях выдерживаться очень строго.Не существует свидетельств о том, что сама по себе турбулентность может серьезно повредить авиалайнеру. Их конструируют таким образом, что даже при самой сильной болтанке они не развалятся в воздухе, это проверяют специально. Тем не менее не нужно недооценивать турбулентность в самолете. Даже если кажется, что опасность невелика, нужно обязательно следовать инструкциям членов экипажа и сообщениям на световых табло,
пристегиваться и сохранять спокойствие. Те, кто пренебрегает мерами безопасности, рискуют получить травмы вплоть до весьма серьезных переломов.Иногда вихревые потоки встречаются и над аэропортами. Это уже опаснее, поскольку самолет находится на небольшой высоте и может столкнуться с землей. Тем не менее при любой ситуации, которую экипаж сочтет опасной, вероятнее всего, будет принято решение о приземлении на запасном аэродроме. Не стоит пугаться, если стюардессы и пилот сообщают об этом, а за окном ни облачка. Как правило, пассажиры просто не могут увидеть подобных проблем, так что нервничать не нужно: экипаж всегда в первую очередь беспокоится о безопасности пассажиров.