Трупный цветок, именуемый еще трупной лилией и раффлезией, получил свое название из-за источаемого запаха, точнее — зловония. Сам род включает в себя 12 видов «родственников», среди которых наиболее известна лилия Арнольди (Arnoldii).
Трупный цветок не в состоянии синтезировать нужные ему органические вещества, поэтому, подобно вампиру, тянет соки из других. В качестве донора раффлезия выбрала лиану рода Tetrastigma (виноградовые). Семена трупной лилии, попав на лиану, прорастают и, пуская присоски-проростки, буквально впиваются в растение-хозяина.Трупный цветок растет медленно: кора лиан, под которыми развивается семя, набухает лишь спустя полтора года, в результате образуется почка, созревающая еще девять месяцев (будущий бутон). Потом, расположившись прямо на голой земле, распускается огромный цветок красно-кирпичного цвета. Раффлезия, напоминающая по цвету и запаху разлагающееся мясо, привлекает множество мух (они же и опыляют ее). Завязь развивается еще семь месяцев. Плод содержит до 4 000 000 семян.
Размножается трупный цветок благодаря помощи крупных животных (обычно слонов), которые, раздавливая плод при ходьбе, переносят семена. Однако прорастут и продолжат столь долгий цикл лишь единицы.Мир узнал о раффлезии благодаря офицеру Стэмфорду Раффлзу и ботанику Джозефу Арнольду, которые обнаружили ее на о. Суматра. Когда расцвел трупный цветок, его измерили и составили первое описание, дав довольно красивое имя, которое он носит и по сей день. Кстати, местные жители (индонезийцы) называли его «бунга патма», что в переводе с их языка означает «цветок лотоса». Согласитесь, тоже красивое название.
Родственные связи, как и происхождение в целом, оставались загадкой долгое время. Ведя паразитарный образ жизни, трупный цветок утратил свой стебель, листья и корни. Утеряна была и способность к фотосинтезу. Растение стало комками и ветвящимися тяжами клеток, пронизывающими тело растения-хозяина.
В распоряжении ботаников практически не осталось морфологических признаков, указывающих на какую-либо группу двудольных растений, к которой, по идее, относилась удивительная раффлезия. Сам цветок был единственным органом, который сохранился, но и он был настолько гипертрофирован, так специализирован (имеется ввиду специфический и уникальный способ опыления) и видоизменен, что определить место трупной лилии в растительном мире оказалось невозможным. Помочь здесь могла разве что молекулярная филогенетика (нуклеотидная последовательность ДНК). Но и здесь появился ряд трудностей. Оказалось, что между трупным цветком и его растением-хозяином идет обмен генами (горизонтальный), поэтому анализ генов давал весьма противоречивые результаты. Решили остановиться на том, что раффлезия относится к Malpighiales - огромной группе двудольных, включающей множество семейств. Однако таксономическое положение этого странного растения не давало покоя американским ботаникам и молекулярным биологам. Они решили взяться за широкомасштабное исследование. Долгая и сложная работа привела к заключению: раффлезиевые относятся к семейству Молочайных. Однако само строение отрицало это родство. Да и цветки молочайных мелкие. Авторы исследования сошлись во мнении: диаметр цветка вырос в несколько десятков раз! Только представьте — вес трупной лилии может достичь 75 кг при высоте в три с лишним метра! Уникальность растения привлекла внимание ботанических садов всего мира. Конечно, создать условия для роста и размножения Аморфофаллуса (еще одно название) довольно сложно, однако некоторые ботаники все же добиваются успехов. К примеру, такой трупный цветок расцвел в Бельгии в г. Мейзе. Как утверждают сотрудники ботанического сада, длина его чуть-чуть не дотягивает до двух с половиной метров, а ориентировочный вес его — 50 кг.