Первый в Сибири метрополитен принял своих пассажиров в конце декабря 1985 года. Метро Новосибирска является к тому же самым восточным в России. Его строительство и эксплуатация проходят иногда в экстремальных температурно-климатических условиях. Резко континентальный климат Сибири характерен очень большим перепадом температур. Летом здесь бывает весьма жарко, а зимой столбик термометра нередко падает до сорокаградусной отметки. И метро Новосибирска в лютый мороз является неплохим от него убежищем. Таковы сибирские реалии. Но строился метрополитен совсем не для того, чтобы прятаться в тоннелях и на станциях от экстремальных температур.
Метро Новосибирска, его инженерные и архитектурные особенности
В Новосибирске, крупнейшем за Уралом индустриальном и научном центре, строительство метрополитена назревало давно. Традиционный для города общественный транспорт не справлялся с нарастающим пассажиропотоком уже в семидесятых годах прошлого века. Значительная часть метро Новосибирска возводилась в сложных экономических условиях кризиса 90-х годов. Довольно часто архитекторы, проектировщики и строители были вынуждены экономить на всём, чём только можно. На сегодняшний день схема метро Новосибирска состоит всего лишь из двух действующих линий - Ленинской и Дзержинской. На обеих функционируют пока только тринадцать станций.
В архитектурном плане решены упомянутые линии довольно скромно. При этом нельзя сказать, что это так уж плохо. Здесь отсутствует показная столичная роскошь, но сибирские архитекторы и дизайнеры старались добиться выразительности в рамках минимализма. Отчасти это удалось. Станции метро Новосибирска отличаются собственным стилем. Для него характерны широкие открытые архитектурные объёмы и отсутствие всего лишнего. В них доминирует функционализм. В качестве отделочного материала использовались мрамор и гранит неярких расцветок. По своему типу все станции Новосибирского метро - мелкого заложения. Весьма неплохо смотрится мостовой переход через Обь. Кстати, это самый длинный метромост в мире, общая длина его с береговыми эстакадами значительно превышает два километра. Он позволил связать с центральной частью города густонаселённый районы левобережья. Надёжная транспортная коммуникация позволяет рациональным образом планировать развитие населенного пункта по обеим берегам великой сибирской реки. Пока на левом берегу находится только две станции.Метро Новосибирска. Перспективы развития
В обозримой перспективе город получит ещё две станции на Дзержинской линии (они уже строятся) и одну - на Ленинской, в левобережной части. Интересно отметить, что, согласно генеральному плану развития Новосибирска, утверждённому Советом Министров СССР в 1981 году, в городе должно быть 53 станции метро на пяти линиях. Но сегодня этот проект кажется совершенно неосуществимым. В настоящее время ведутся переговоры с заинтересованными сторонами и вносятся необходимые коррективы. Процесс обсуждения новой схемы развития метро Новосибирска весьма затянулся, и ни к каким конкретным результатам пока не привёл.