Большевики боролись с оппортунистами, это было одно из их любимых занятий. Те, кому довелось изучать историю КПСС, четко усвоили, что они, а еще троцкисты, уклонисты и ревизионисты – люди нехорошие, но почему именно, знали не всегда. Впрочем, этого обычно преподаватели и не требовали.
Так в чем же заключается оппортунистическое поведение и какова его пагубная сущность? Пришло время в этом разобраться, а заодно и определить, как с ним бороться.
Начиная с детского сада, не говоря уже о школьных годах, каждый человек в той или иной степени становится оппортунистом. Проявляется это в том, что любую ситуацию, в которой его роль неприглядна, он пытается изобразить в наиболее выгодном для себя свете. Например, мальчишка-первоклассник, подравшийся с соучеником на переменке, объясняет свое поведение следующим образом: «Он первый начал, а я только дал сдачи!» При этом хулиган благоразумно умалчивает о предшествующих событиях и начальных обстоятельствах конфликта, когда он дразнил свою будущую жертву или обижал ее иначе, провоцируя и задирая.
Иными словами, оппортунистическое поведение заключается в однобоком или неполном предоставлении информации с выгодной для себя целью. Взрослые делают это намного чаще, чем дети, иногда проявляя чудеса изворотливости, но общий принцип при этом остается все тем же, детсадовским. Прискорбно, но обойтись без этого приема практически невозможно.
Чаще всего оппортунистическая стратегия проявляется в поведении деловых людей. Продажа товара сопровождается заострением внимания покупателей на его преимуществах и достоинствах. Без этого нельзя, но, в сущности, это однобокие сведения. Наиболее изощренные бизнесмены даже создают видимость объективности, указывая на некоторые недостатки, тут же, впрочем, объясняя, каким образом можно их нивелировать в процессе эксплуатации.
Оппортунистическое поведение продавца стало темой смешной истории про человека, купившего слона. Послушав хвалебные речи о том, какое это веселое животное, как оно развлекает детей, пуская хоботом водяные струи, и все такое прочее. Приобретя его, новый хозяин с ужасом понял все разрушительные последствия своего поступка. Неуклюжий и огромный слон все истоптал, развалил дом, помял машину… Расстроенный, человек пришел с жалобой к продавцу и услышал совет: «С таким настроением, как у тебя, слона продать трудно».
Но не только при продаже проявляется оппортунистическое поведение, в бизнесе ему много применений. Искажают объективные реалии в выгодном для себя направлении и работодатели, и наемные специалисты. Первые акцентируют внимание на том, какие выгоды сулит трудоустройство в их фирму, а вторые стремятся произвести впечатление очень ценных кадров и суперквалифицированных специалистов. И те, и другие чаще всего несколько преувеличивают.
В процессе работы оппортунизм проявляют сотрудники, чья форма оплаты не стимулирует инициативы. Главный принцип тех, кто «сидит на голом окладе» - создать эффект кипучей деятельности, затратив на это минимум усилий. Выставляя напоказ выполненное задание, такой «труженик» отвлекает внимание начальства от того, что большую часть рабочего времени он бездельничает.
Лучший способ побудить работника эффективно трудиться заключается в правильном материальном и моральном стимулировании его деятельности, создании заинтересованности в конечном результате и приобщении к нему. Именно так поступали основатели будущих промышленных и финансовых гигантов, делая рабочих, инженеров, клерков акционерами.
К тому же издержки оппортунистического поведения имеют болезненные последствия и для самих лентяев. Когда становится очевидной их бесполезность, они пополняют армию безработных.