Вспоминаем краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова - картина нравов XVIII века

краткое содержание маскарад лермонтова
Когда арестованного Лермонтова допрашивали в жандармском отделении по поводу всколыхнувших Россию «крамольных строк» – отклика на смерть великого Пушкина - ему тогда припомнили и написанный в 1836 году «Маскарад». В третьем отделении служили, конечно же, мракобесы, но отнюдь не глупые люди, драма Лермонтова «Маскарад» была очень внимательно прочитана ими. Резкую лермонтовскую критику на светские нравы XVIII века «блюстители морали» сравнили с опальным грибоедовским «Горем от ума».

«Поделом его – в кутузку, - думали держиморды, - на что посмел замахнуться этот «писака» М. Лермонтов! Маскарад в доме Энгельгардтов! Да его посещают даже лица царской фамилии!» Классик вынужден был многократно редактировать драму, а на театральную сцену она вышла лишь в 1846 году, через пять лет после роковой пятигорской пули.

Упомянув драму, вспомним ее краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова сразу же, в первой сцене знакомит нас с Евгением Арбениным. Охарактеризуем этот образ: человек средних лет, в прошлом - удачливый карточный игрок (он выиграл себе состояние). Посватался, следуя рассудку, потому что «срок пришел», но бывший игрок неожиданно для себя влюбляется в свою молодую супругу Нину. Его дальнейшие планы – «завязать» с картами и начать размеренную, добродетельную жизнь русского барина. Характер Арбенина - замкнутый, вспыльчивый, «кипучий». Его супруга – Настасья Павловна (по-семейному, Нина) - молода, красива, она искренно влюблена в своего мужа. По воспитанию - светская девушка. Она обожает мишуру балов, как и все ее ровесницы дворянского сословия. Нина, как ребенок, просто не может находиться дома в праздничные дни, когда весь придворный Петербург веселится.

м лермонтов маскарад
Сюжет драмы развивается динамично. Арбенин присел вопреки своей воле за карточный стол, поддавшись на уговоры «карточных» товарищей. Не гонясь за корыстью, он хладнокровно помог отыграться другу, князю Звездичу. С облегчением прекратив опостылевшую игру, князь предлагает своему спасителю ехать на маскарад к Энгельгардтам.

Среди всеобщего ряженого веселья Арбенин остается спокойно-невозмутимым. Неожиданно на балу подошедший незнакомый мужчина предвещает ему несчастье. Князь Звездич же с головой окунается во всеобщее веселье. Это – типичный представитель «золотой» дворянской молодежи XIX века, живущий по принципу «после нас хоть потоп». Только что его спас Арбенин от финансовых проблем, а он уже «рвется в бой» - стремится завести случайную связь. Приехав на бал во дворец Энгельгардтов, Звездич пытается привлечь внимание дам легкого поведения, примитивно притворяясь «романтическим героем». Слова его о том, что «любовь уж не трогает его сердце», банальны и «заезжены».

Рекомендуем читателю эту сцену в оригинале, поскольку лермонтовские строки - ярче, сочней, чем любое краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова погружает нас в подлинную атмосферу бала. Одна из дам, услышав слова князя, тут же знакомится с ним. Впрочем, даже она не может удержать себя от иронической характеристики Звездича, как «безбожного», «бесхарактерного», «безнравственного». Лермонтов вкладывает в ее уста едкую характеристику: «кукольные» страсти, лицемерие всего «века». Кажется, он имеет в виду: «Дворяне, посмотрите на себя со стороны. Держите себя достойно, как порядочные люди!». Не эти ли строки из «Маскарада» припомнили Михаилу Юрьевичу жандармы?

драма лермонтова маскарад
Уважаемые читатели, мы несколько отвлеклись, оставив на балу Звездича, ищущего приключения на свои филейные места и нашедшего их, но «на голову» своего друга. Судя по сюжету, там же, на балу, происходит «вполне обычная» для князя случайная связь. Принципиально важна ирония, которую вряд ли сможет передать краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова последовательно развивает уничижительную характеристику князя, над «романтизмом» которого ранее посмеялись. Он, продолжая изображать шекспировского героя, просит у «прекрасной незнакомки» какой-либо подарок «на память». Та уже и рада отвязаться от идиота, случайно ее взгляд падает на чей-то невзрачный потерянный браслет. «Маска» поднимает находку и дает ее Звездичу.

Обрадованный князь демонстрирует свой «трофей» Евгению Арбенину. Тот вспоминает, что где-то видел такой же, но не углубляется в воспоминания. Ему уже здесь все порядком поднадоело, и он хочет быстрей приехать домой, скучая о Нине.

Однако вернувшись в полночь, Евгений еще пару часов ожидает супругу с бала. Приехав, она, соскучившись, бросилась в объятия к Арбенину. Внезапно муж замечает отсутствие на правой руке любимой парного браслета, того самого... «Измена!» - вспыхивает в его мозгу. Честолюбие, эгоизм затмевают его любовь. Он, не желая ничего слышать, прогоняет жену.

Нина наивно полагает, что, купив безделушку, подобную утерянной, она помирится с Арбениным. Она отправляется в ювелирный магазин. Затем, на свою беду, по дороге домой заезжает к приятельнице баронессе Штраль. Эту молоденькую вдову обхаживает Звездич. Узнав о потерянном Ниной браслете, он вспоминает о Маске и начинает заигрывать с Ниной. Та, обдав его «крещенским холодом», оставляет дом. По ее отъезду не умеющий молчать Звездич выкладывает свою историю с Маской баронессе, представив свою знакомую, как Нину. Баронесса потрясена, ведь легкомысленной маской была она сама! Далее великосветский болван сообщает о своем «подвиге» половине Петербурга, а также посылает «любовное» письмо Нине в дом Арбениных.

Письмо прочитал Евгений Арбенин. Он начинает мстить. Будучи опытным игроком, затевает игру с князем Звездичем, где инициирует щекотливую ситуацию, в которой публично обвиняет дворянина в шулерстве. Нину же он, ослепленный обидой, решается убить, отравив. Прибыв на бал, он внешне кроток и спокоен. Нина довольна, думая, что примирение – близко. Она просит Евгения принести мороженое. Яд – верен и скор. Этой же ночью молодая красавица умирает.

В доме Арбениных появляется Звездич с незнакомым мужчиной, предвестником несчастья. Вошедшие жаждут дуэли. От них Евгений Арбенин узнает о том, что «маской» была баронесса, а его супруга – невинна. Доказательство - письмо баронессы. Он сходит с ума.

Зададимся вопросом: «Каким образом предельно лаконично можно выразить это краткое содержание?». «Маскарад» Лермонтова – классическая драма о ревности, с поистине шекспировскими страстями, перенесенная в XIX век. Возможно, поэтому многие критики сравнивают ее с «Отелло»?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.