Картина "Три богатыря" Васнецова - шедевр русской живописи

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря» по праву считается одним из величайших произведений русской живописи. На ней запечатлены три былинных героя - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Монументальные фигуры богатырей гармонично вписаны в пейзаж.

Васнецов работал над полотном около 20 лет - с 1881 по 1898 год. За это время он создал множество этюдов и эскизов, прежде чем приступил к написанию финальной картины.

Замысел картины возник у Васнецова в 1871 году

Три богатыря

Виктор Михайлович Васнецов впервые задумался о создании картины «Три богатыря» в 1871 году. Тогда он сделал первый набросок карандашом, изобразив трех могучих богатырей на лохматых конях. Этот эскиз не сохранился, но известно, что уже в нем присутствовали основные персонажи будущего полотна.

Пять лет спустя, в 1876 году, находясь в Париже, Васнецов вновь обратился к этому замыслу и создал эскиз маслом. На нем были изображены те же три богатыря в пейзаже. Этот эскиз сохранился и ныне находится в музее-усадьбе Поленова.

Художник подарил эскиз своему другу Василию Поленову. Однако тот отказался брать работу, пока Васнецов не напишет большое полотно на эту тему. Таким образом, уже в 1876 году возник первоначальный замысел шедевра «Три богатыря», который будет воплощен спустя два десятилетия.

Несмотря на ранний интерес к теме былинных богатырей, Васнецов долго не решался взяться за этот сюжет. Лишь в конце 1870-х годов, после успеха картин на сюжеты русских сказок, художник почувствовал себя достаточно зрелым, чтобы создать монументальное полотно о героях русского эпоса.

Таким образом, можно сказать, что замысел шедевра «Богатыри» зародился в сознании Васнецова еще в молодости, однако для его воплощения потребовались десятилетия творческого созревания и поиска подходящих образных средств.

Образы героев вобрали черты реальных людей

Создавая образы трех богатырей для своего шедевра «Три богатыря», Васнецов во многом опирался на реальных людей, позировавших ему. Особенно это касается центральной фигуры полотна - Ильи Муромца.

Для работы над образом Ильи Муромца Васнецов привлекал разных натурщиков. Одним из прототипов послужил крестьянин Иван Петров из села Большие Мытищи близ Абрамцева. Его облик запечатлен на этюде 1883 года. Васнецова поразила внешняя схожесть простого мужика с его представлением о могучем богатыре.

Кроме Ивана Петрова, для работы над образом Ильи Муромца позировали абрамцевский кузнец, а также извозчик из Москвы. Последний особенно понравился Васнецову, и художник уговорил его позировать для картины. Объединив черты всех этих натурщиков, Васнецов создал убедительный обобщенный образ русского богатыря.

Для Добрыни Никитича конкретный прототип установить сложнее. По мнению исследователей, в его облике прослеживаются черты самого художника, его отца и дяди. Возможно, Васнецов включил в этот образ элементы автопортрета.

Что касается Алеши Поповича, то здесь можно говорить о конкретном прообразе. Им послужил Андрей Мамонтов, сын мецената Саввы Мамонтова, в имении которого в Абрамцеве Васнецов работал над картиной. Черты юного Андрея легли в основу образа самого молодого богатыря.

Даже кони на картине списаны с натуры. Это были лошади из конюшни Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Таким образом, работая над монументальным полотном на исторический сюжет, Васнецов опирался на реальных людей, которых видел вокруг себя.

Благодаря этому образы богатырей приобрели убедительность и реалистичность. Конкретные прототипы помогли художнику создать запоминающиеся характеры героев, вобравшие в себя черты простых русских людей.

Композиция и цветовое решение подчеркивают монументальность

Васнецов приложил немало усилий, чтобы подчеркнуть монументальность своего полотна «Три богатыря». Для этого он тщательно продумал композицию картины и ее цветовое решение.

Ключевым композиционным приемом стал высокий горизонт, благодаря которому фигуры богатырей занимают львиную долю пространства. Снизу мы видим лишь узкую полоску земли, а герои возвышаются на это фоне, словно исполины.

Еще один важный композиционный ход - ракурс снизу вверх. Зритель как бы смотрит на богатырей с земли. Это также делает их еще более монументальными.

Композиция подчеркивает сплоченность героев. Они изображены рядом, плечом к плечу, что символизирует единство перед лицом опасности.

Цветовая гамма полотна сдержанная, с преобладанием приглушенных тонов - охристых, коричневых, зеленоватых. Это также усиливает ощущение монументальности, значимости изображенного.

Васнецов добился нужного эффекта, сделав фигуры богатырей центром композиции, а колорит полотна - строгим и сдержанным. Благодаря этому образы героев русского эпоса предстают по-настоящему монументальными.

«Три богатыря» стали символом могущества России

Русские картины

Картина Васнецова «Три богатыря» по праву считается одним из самых узнаваемых произведений русского изобразительного искусства. Со временем это полотно приобрело особый символический смысл.

Образы трех богатырей стали восприниматься как олицетворение могущества и величия России. Их мощные фигуры, запечатленные на фоне бескрайних просторов родной земли, вселяют уверенность в защищенности страны, в ее несокрушимой силе.

Этому во многом способствовало то обстоятельство, что картина была создана и впервые представлена публике в конце XIX века. Это было время подъема национального самосознания в России, роста интереса к отечественной истории и культуре.

Васнецов как нельзя лучше уловил этот дух времени и создал произведение, которое органично вписалось в общественные настроения. Картина пришлась «ко двору» - и это во многом предопределило ее огромную популярность.

С годами слава полотна только росла. Оно стало восприниматься как классический образ России, олицетворение ее величия. Так картина Васнецова обрела статус по-настоящему народного произведения искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.