Ф. Шопен, биография которого сегодня является темой нашей беседы, – это талантливейший польский композитор и пианист. Родился Фредерик 1 марта 1810 года в городке близ Варшавы. Музыкальная одарённость мальчика проявилась ещё в раннем детстве: уже в шестилетнем возрасте он с удовольствием играл на фортепиано, пробовал сочинять музыку самостоятельно. Немалую роль в этом сыграл его педагог, В. Живный.
Учеба и начало пути
Когда Фредерику исполнилось 8, он впервые публично выступил в качестве пианиста. На тот момент Шопен, биография которого как композитора начинается очень рано, уже написал несколько пьес-полонезов и один из своих маршей.
С 1823 по 1826 г. Фредерик обучался в Варшавском лицее, после чего сразу же сумел поступить в Варшавскую Высшую школу музыки. Практически всё это время его наставником был Ю. Эльснер, талантливый преподаватель и музыкант. Именно с его помощью Шопен написал свои первые серьёзные произведения, среди которых – вариации на тему Моцарта, 1-я соната, ноктюрн Ми минор, рондо (в т. ч. рондо для двух фортепиано).
Окончив учёбу, Фредерик отправляется в Вену (1829 г.), где исполняет свои произведения для широкой публики. А уже год спустя в Варшаве для него организуют самостоятельный концерт, положивший начало череде сольных выступлений.
Венский период
Далее Ф. Шопен, биография которого и поныне остаётся предметом изучения многих исследователей, переезжает на некоторое время в Вену (1830-1831). Здесь жизнь в буквальном смысле начинает кипеть вокруг него: юный композитор регулярно посещает разнообразные концерты, знакомится со светилами мира музыки того периода, посещает театры, регулярно бывает в живописных окрестностях города. Такая обстановка позволяет ему раскрыть свой талант с новой стороны и вдохновляет его на множество прекрасных произведений. Осень 1831 года Фредерик встречает в Штутгарте. Именно здесь его настигает известие о провале восстания в Польше и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от трагических событий композитор пишет названный впоследствии «революционным» этюд До минор, а также две необычайно трагичные прелюдии – Ре минор и Ля минор. Список его произведений также пополняет несколько концертов для ф-но с оркестром, полонез для виолончели и фортепиано, польские песни на слова Мицкевича и Витвицкого и многие другие чудесные композиции.
Бурлящая жизнь в Париже
Следующий важный этап, который проходит Фредерик Шопен, биография которого уже успела оставит свой отпечаток в истории Вены, - это жизнь в Париже. Именно здесь композитор и музыкант начинает тесно общаться с Листом, Беллини, Берлиозом, Мендельсоном. Однако круг его общения не ограничивается музыкальной сферой. Также Фредерик с удовольствием общается с талантливыми литераторами и мастерами кисти – Гюго, Бальзаком, Ламартином, Гейне, Делакруа, Ж. Санд. 26 февраля 1832 года состоялся первый концерт композитора в Париже, во время которого ним был исполнен концерт для двух фортепиано, а также вариации на тему моцартовского «Дон Жуана».
Большое количество концертов пришлись на 1833-1835 гг. А вот период с 1836 по 1837 г. стали решающими в личной жизни композитора: помолвка с Марией Водзинской была расторгнута, а сам Шопен сблизился с Ж. Санд.
"Золотое" время в истории творчества Шопена
Высшим расцветом творчества Шопена стали 1838-1846 гг. Наиболее совершенные и впечатляющие его произведения были написаны именно в этот период. Среди них – сонаты № 2 и № 3, баллады, полонез-фантазия, скерцо, ноктюрны, баркарола, полонезы, прелюдии, мазурки и т. д. Зиму Фредерик, как правило, проводил в любимом Париже, а на лето перебирался в Ноан, имение Жорж Санд. Только одну зиму (1838-1839 гг.) Шопен был вынужден провести на юге, на Майорке, из-за резко ухудшившегося здоровья. Находясь на испанском острове, он сумел закончить ещё 24 прелюдии.
Последние годы жизни
Трудным для композитора выдался май 1844 года – именно тогда скончался его отец, и смерть его Фредерик воспринял крайне тяжело. Окончательно подорвал его силы разрыв с Ж. Санд (1847 г.), любовью всей его жизни. 16 ноября 1848 г., на польском вечере, происходившем в Лондоне, Шопен, биография которого и поныне будоражит сердца, выступил в последний раз. После этого состояние здоровья не позволяло ему ни выступать, ни заниматься с учениками. Зимой 1849 года Фредерик окончательно слег. Ни заботы верных друзей, ни даже приезд в Париж Людовики – любимой сестры композитора – не сумели облегчить его страданий, и после тяжкой агонии он скончался. Произошло это 17 октября 1849 года.
До сих пор по-настоящему неоценимым остаётся тот вклад, что сделал в развитие музыкального искусства Фредерик Шопен. Биография краткая, разумеется, не может описать все волнующие моменты его жизни. Однако многие исследователи-биографы постарались как можно точнее и подробнее раскрыть весь путь этой неординарной личности. Среди них – И. Хитрик, А. Соловцов, Л. Синявер, Л. А. Мазель.