Сегодня найдется немного людей (из числа тех, кто дружит с интернетом), которые бы не слышали о таком специалисте, как менеджер SMM. Однако ответить на вопрос "кто это такой, и чем он занимается" смогут единицы. И даже среди работодателей, размещающих вакансии о поисках этого "модного" профессионала, не существует четко определенного понимания задач и обязанностей SMM-специалиста. Впрочем, это не мешает им проводить собеседования и нанимать на работу людей, ответственных за продвижение в соцсетях, а претендентам именовать себя экспертами в данной области и выдвигать запросы, порой приводящие в шок даже щедрых "зарплатодателей". Так кто же он, этот непредсказуемый и такой нужный в наше время менеджер SMM?
SMM и SMO - в чем разница?
Прежде чем говорить о самой профессии и ее представителях, разберемся сначала вот с чем: что представляет собой SMM? в чем его отличие от SMO? какую роль играют эти составляющие в продвижении сайта/продукта/компании в Интернете?
Если сопоставить с SEO, то SMO - работа непосредственно "на" и "с" сайтом (внутренняя оптимизация), а SMM - активность за его пределами (внешняя оптимизация) или маркетинг в социальных сетях.
Суть smm-деятельности
Social Media Marketing направлен на продвижение товаров и услуг, размещенных на сайте, в соцсетях, на форумах и блогах с целью сделать их узнаваемыми и тем самым привлечь целевых посетителей - потребителей, клиентов и пр.
Нередко SMM-деятельность путают со SMO. Однако это два абсолютно разных направления работы, спроектированных на достижение одной цели - продвижение бренда. В отличие от SMO маркетинг в соцсетях не предполагает какой-либо работы непосредственно с сайтом компании, его наполнением, трансформацией и оптимизацией. Вся работа ведется на внешней площадке и заключается в общении с потенциальной аудиторией, привлечении на сайт новых подписчиков и будущих клиентов, а также в сглаживании конфликтов, возникающих вокруг компании/бренда/продукта за счет грамотных ответов на негативные отзывы/комментарии.
Таким образом, можно сказать, что SMM - это эффективный инструмент создания положительного имиджа компании или продукта, позволяющий в кратчайшие сроки донести информацию о нем целевой аудитории за счет активной работы в соцсетях.
Специалист по SMM и границы его ответственности
Теперь, имея какое-то понимание сути smm-деятельности, можно перейти к обсуждению специалистов, ее осуществляющих. Каким должен быть идеальный претендент на эту должность, какими знаниями и навыками владеть и, наконец, каковы основные обязанности SMM-менеджера в компании?
Начнем с того, что профессия это относительно новая и пока еще не до конца понятная как работодателям, так и соискателям в данной области. Именно поэтому сегодня существует огромное количество столь разных и нередко противоречащих друг другу мнений и представлений относительно сферы деятельности и границ ответственности SMM-менеджера. Так, например, он не должен заниматься разовыми рекламными и PR-кампаниями (это обязанность специалистов по PR и интернет-рекламе) или составлением предложений, ведением клиента (это непосредственная задача аккаунт-менеджера).
Менеджер SMM - это специалист, который отвечает за ведение и продвижение бренда/продукта в социальных сетях. Его обязанность - достижение конкретных задач, поставленных перед коммерческой площадкой (группы, страницы, блоги) путем общения с целевой аудиторией в виртуальном пространстве. При этом задачи могут быть различными: продажи, повышение узнаваемости бренда и запоминание продукта, улучшение имиджа компании и др.
Таким образом, можно выделить два основных направления работы менеджера соцсетей:
- привлечение и увеличение аудитории (подписчиков);
- работа с привлеченной аудиторией (общение, ответы на вопросы/комментарии/работа с негативными отзывами).
Чем занят SMM-менеджер в течение дня?
Учитывая вышесказанное, интересно узнать, как же проходит рабочий день специалиста по SMM? Для того чтобы работа его была эффективной, важно грамотно организовать ее. Итак, на протяжении дня SMM-щику нужно:
- Осуществлять мониторинг тематических ресурсов, следить за обновлениями в данной области. Очень важно быть в курсе последних новостей, актуальных для своей аудитории (причем желательно раньше, чем о событии узнают подписчики).
- Наполнять площадку актуальным и интересным контентом, который вызовет комментарии и обсуждения среди подписчиков. Это способствует решению задач, поставленных перед площадкой, а следовательно, перед аудиторией.
- Регулярно работать с комментариями участников сообщества. Это одна из главных задач SMM-менеджера. Важно не просто отвечать на сообщения и вопросы, но и побуждать дальнейшее обсуждение каких-то тем между подписчиками/участниками сообщества.
- Производить наращивание аудитории путем рекламы/таргетирования. Результатом работы должны быть конкретные действия пользователей: подписка, вступление в группу. При этом аудитория должна быть не случайной, а целевой, иначе смысл работы с ней будет сведен к нулю.
- Анализ проделанной работы. Важно анализировать работу самой площадки, то есть соответствие аудитории поставленным перед площадкой задачам и адекватность контента привлеченной аудитории. Кроме того, необходимо отслеживать, как SMM-деятельность сказывается на достижении целей компании - увеличение числа зарегистрированных на сайте, рост количества звонков и расширение других активностей со стороны потенциальных клиентов.
Какой он, SMM-специалист? Качества, необходимые профессионалу
Согласитесь, вышеперечисленные задачи нельзя назвать легкими и, естественно, под силу они будут далеко не каждому, назвавшему себя "SMM-менеджер". Какими же профессиональными и личными качествами должен обладать претендент на это "гордое звание"?
- Первое и одно из важнейших - умение общаться. Причем не просто, а именно виртуально и конкретно с определенной группой людей (ведь каждый человек требует своего, особого подхода). Именно наличие этого качества способствует росту целевой аудитории и созданию благоприятной атмосферы внутри группы/сообщества.
- Понимание не только задач компании, но и интересов сообщества. В идеале менеджер SMM должен стать "своим" среди подписчиков - потенциальных клиентов.
- Умение всегда быть в курсе событий. Вовремя получая и транслируя актуальную информацию, менеджер будет держать сообщество в тренде и использовать ее в целях продвижения бренда/продукта.
- Умение разговаривать с аудиторией на одном языке, что включает правильный выбор форм и содержания комментариев, а также важную составляющую - чувство юмора (эта черта незаменима при работе с контентом соцсетей, ведь им должны хотеть поделиться!).
- Умение отзеркаливать эмоции аудитории, распространяя позитивные настроения в группе, а также умение правильно работать с негативными отзывами.
Кроме того, хороший специалист должен быть и технически подкован, владеть инструментами social media. Так, не лишним будет разбираться в аналитике и SEO, программировании, понимать (хотя бы на базовом уровне) API соцсетей.
Почему стоит "захотеть" стать профессионалом в области SMM?
Сегодня не так часто встретится такой всесторонне развитый в своей области SMM-менеджер. Вакансии тем временем все чаще и чаще появляются на популярных сайтах поиска работы. Если вы - тот, кто мечтает о карьере в сфере социального интернет-маркетинга, то еще раз перечитайте статью и оцените качество своих знаний, умений и способностей. Слабые места всегда можно развить, подкачать и нарастить, главное - иметь желание и не лениться. Впрочем, зарплата SMM-менеджера - один из стимулов стать настоящим профи и попасть в хорошую компанию в качестве этого специалиста. В некоторых сферах оплата труда SMM-щиков достигает уровня 100 тысяч рублей и более. Поэтому, если чувствуете в себе силы - дерзайте!