Московский вокзал – один из пяти железнодорожных вокзалов в Санкт-Петербурге. Он осуществляет большое количество перевозок пассажиров и по этому показателю занимает третье место в России. Находится вокзал в центральной части города, рядом с Площадью Восстания. До 2005 года здание вокзала было окрашено в зеленый цвет, а затем его изменили на розовый. В зале для прибывающих пассажиров установлен бюст Петру I, в то время как ранее здесь возвышался памятник Ленину.
Поезда
Московский вокзал Санкт-Петербурга представляет собой многоотраслевой транспортный механизм. С его платформ отправляются как пригородные поезда, так и поезда, следующие на дальние расстояния. На этом вокзале обслуживаются локомотивы южного и восточного направлений России. Помимо этого, отсюда отправляются поезда, следующие в страны бывшего Советского Союза – Украину, Узбекистан, Азербайджан. Повышенный комфорт ждет пассажиров в поездах, следующих в Адлер, Анапу, Воронеж, Волгоград, Казань, Ижевск, Чебоксары и прочие города. Первым фирменным поездом, который отправился от вокзала 10 июня 1931 года, является «Красная стрела». Сейчас до Москвы из Санкт-Петербурга следуют 7 фирменных поездов – «Аврора», «Смена – Августин Бетанкур», «Экспресс», «2 столицы», «Невский экспресс», «Северная Пальмира», «Красная стрела».
Пригородные электропоезда
Ежедневно Московский вокзал обслуживает 47 пригородных электричек, отправление которых осуществляется с первых трех платформ. Они доставляют жителей и гостей города до станций Будогощь, Малая Вишера, Волховстрой, Шапки, Невдубстрой, Кириши. Проход до электричек осуществляется через турникеты, с помощью которых проверяются железнодорожные билеты на пригородные поезда электрички.
История вокзала: начало строительства
История Московского вокзала берет свое начало с 1842 года. В этот год Николай I принял указ о необходимости строительства железной дороги, которая соединяла бы Москву и Петербург. Именно тогда было принято решение, что здания вокзалов в Москве и Петербурге должны быть идентичны. К работе был привлечен архитектор Константин Тон. Московский вокзал строился при участии архитектора и профессора Рудольфа Желязевича. План здания был разработан департаментом железных дорог в 1943 году. Для удобства пассажиров место для постройки было выбрано в самом центре города. Строительство здания вокзала и строительство железной дороги осуществлялось параллельно, в один и тот же период. В Москве оно закончилось в 1849 году, а в Петербурге – двумя годами позже. Что же касается железной дроги, то первоначально она насчитывала всего два пути. Помимо этого, она считалась самой длинной в мире. Ее открытие состоялось 18 августа 1851 года. Первый рейс был совершен из Петербурга в Москву. В поезде ехали император и его семья. Поездка длилась 19 часов, с учетом того, что Николай I очень боялся переезжать на поезде по железнодорожным мостам. Перед такими участками он выходил из поезда и преодолевал их пешком, следуя за составом.
Архитектура вокзала: от истории к современности
Строительство вокзала в Петербурге было закончено в 1851 году. Здание вокзала возведено в стиле ренессанс и имеет два этажа. По плану он имеет круглую форму и расположен вдоль Площади Восстания по всей длине. По периметру строение оформлено невысокими круглыми колоннами. Здание с этими элементами напоминает ратуши, которые встречаются в западноевропейских городах. Московский вокзал имеет довольно красивые окна, оформленные в венецианском стиле. В самом центре сооружения возведена башня с часами, которые указывают на главный вход. Рост пассажиропотока увеличивался стремительными темпами, и в связи с этим в 1868 году было решено начать реконструкцию вокзала. К зданию был пристроен двухэтажный флигель, где осуществлялся прием багажа. В 1898 году к зданию было пристроено небольшое кирпичное здание, помещения которого предназначались для отделения железной дороги.
С появлением новых технических устройств необходимы были новые помещения. Это привело к тому, что в 1912 году был объявлен конкурс на лучший проект нового вокзала. Он мел небольшую сложность, так как к тому времени уже было завершено строительство Знаменской пощади, расширение могло производиться только в сторону путей. Наилучшим стал проект В.А.Щуко, согласно которого началось строительство нового здания, предназначенного для прибытия пассажиров в СПБ. Московский вокзал не смог обновится в связи с началом Первой мировой войны, и строительство было приостановлено. В 50-х годах к правому крылу вокзала был вестибюль станции метро «Площадь Восстания». Спустя несколько лет произошло открытие нового светового зала, благодаря которому площадь Московского вокзала стала больше на 2700 кв. метров. К 300-летию города в 2003 году здание вокзала было полностью отреставрировано. К концу 2011 года Московский вокзал был оснащен досмотровой аппаратурой для повышенного контроля и недопущения террорестических актов.
Название вокзала
С появлением вокзала в 1851 году он назывался Николаевским. Это название он получил в честь императора Николая I, который стал инициатором строительства железной дороги. После революции, в 1923 году, вокзал был переименован в Октябрьский, а уже через 7 лет он стал Московским. Несмотря на смену названия вокзала, железная дорога так и осталась Октябрьской.
Московский вокзал: метро
Ближайшей к Московскому вокзалу станцией метро является «Площадь Восстания». Расположена она на первой красной линии. На третьей зеленой линии находится станция метро «Маяковская». Попасть к ним можно, пройдя через центральный зал вокзала по подземному переходу.
Кассы вокзала
Продажа билетов на электрички осуществляется в кассах, находящихся во Дворе отправления пригородных поездов. Продажа билетов на поезда дальнего следования осуществляется в кассах, которые расположены в залах №1 и №2. Предварительная продажа билетов осуществляется с 8.00 до 20.00, продажа на ближайшие сутки производится круглосуточно. В кассовом зале №2 можно произвести оформление электронных проездных билетов. В том же зале установлены стойки саморегистрации, где можно получить распечатку билета.
Как добраться до Московского вокзала
Добраться до Московского вокзала можно как с помощью метро, так и с помощью наземного транспорта. Прежде всего, необходимо отметить, что Московский вокзал относится к пассажирскому терминалу Санкт-Петербург-Главный. Здание вокзала возвышается на Площади Восстания. Метро – это наилучший вариант, с помощью которого можно не только быстро доехать до Московского вокзала, но и сохранить в порядке свои нервы. В непосредственной близости находятся две станции метро: Маяковская и Площадь Восстания. Те, кто отдают предпочтение наземному транспорту, могут воспользоваться как маршрутными автобусами, так и троллейбусами. До Московского вас довезут автобусы, следующие по маршрутам № 22, 25, 90, 3, 22, 177, 24. Помимо этого, для экономии денежных средств, можно воспользоваться троллейбусами, которые следуют по маршрутам № 5, 22, 7 и 1.
Многих интересует вопрос, как доехать до Московского вокзала, прилетев в аэропорт «Пулково». В среднем на дорогу необходимо потратить от 55 до 70 минут. Если вы находитесь у терминала 1, то здесь необходимо сесть в маршрутку № К39, доехать до остановки «Метро Московская». Затем нужно ехать до станции метро «Сенная площадь», где перейти на станцию «Спасская», откуда можно доехать до Московского вокзала.
Если вы находитесь у Терминала 2, то здесь необходимо сесть на маршрутки №К3 или №К213, доехать до остановки метро «Технологический институт», затем на метро доехать до вокзала.