Еще в СССР в связи с растущей нагрузкой на улицы городов, как и в других странах в те времена, началось масштабное строительство переходов под землей. Почему именно подземных? Потому что они не сильно нарушают архитектурный облик городов, в отличие от наземных. Еще два плюса – возможность их совмещать с выходами из станций метрополитена, и они являются наиболее удобными и безопасными для пешеходов.
Что такое подземный пешеходный переход?
Переход представляет собой тоннель под проезжей частью улицы или железной дорогой с ведущими к нему ступенями. Ступеньки часто оборудуются пологими дорожками для удобства спуска велосипедов, инвалидных колясок и детских.
В период Советского Союза они имели только функциональное значение для перехода пешеходов, а после распада страны в них стали устанавливать рекламные щиты, ларечки, магазины.
Есть случаи, когда крупные подземные переходы переоборудовались в торговые центры. В таких случаях входы в переходы на ночь закрываются. В метрополитенах больших городов выходы со станций часто переходят в подземные переходы. Метро большинства городов строится подобным образом.Много в городах заброшенных и недостроенных переходов, которыми часто интересуются диггеры.
По проектам многих градостроителей есть места, в которые можно пройти только через подземные переходы. Такое место есть в Берлине – площадь в парке Тиргартен, потому что этот район окружен со всех сторон проезжей частью. А в Симферополе есть подобный переход под площадью Амет-Хана Султана. Все туннели его выходят на открытую подземную площадь с киосками (центральный рынок). Похожие переходы есть и в других городах.
Подземные переходы – пути решения проблем
Одним из самых эффективных путей решения подобных проблем является освоение подземного пространства. Об этом свидетельствует мировая практика.
В России под землей возводятся крупные объекты различного назначения. Это тоннели, стоянки, гаражи, производственные помещения, склады, линии совмещения со станциями метрополитена. В больших объемах строятся и переходы для пешеходов с целью обеспечения безопасности людей и разгрузки наземной части улиц городов.
Строительство подземных переходов, требования
Сложность и немалый уровень ответственности подобных подземных сооружений, большое влияние их на уже существующие окружающие строения выдвигают требования, соблюдение которых очень важно при проектировании и строительстве этих объектов.
Основные из них:
1) Тщательное изучение на большую глубину свойств грунтов, разработка прогнозов всех возможных изменений их состояния, а также обследование оснований близкорасположенных объектов.
2) Технологии, применяемые при возведении подземных объектов, должны обеспечивать сохранность окружающих их объектов (памятников истории и архитектуры). Для этого желательно использовать математическое моделирование изменения состояния грунтового массива.
3) Самое важное и первостепенное условие – защита воздвигаемых подземных строений от подземных вод.
Европейские переходы
В отличие от России, в западных странах подземные переходы на городских улицах встречаются очень редко.
Есть, конечно, переходы, совмещённые со станциями метрополитена, которые выполняют в основном функцию для перехода на нужную сторону улицы. Обычно в этих странах пользуются наземными переходами.
Рассмотрим несколько городов Европы.
Лондон – город, сравнимый по своим масштабам (населению) с Москвой. Там точно так же, как и в России, имеет место проблема разделения больших потоков пешеходов и огромного количества транспорта. Решается там все иначе. В этом городе примерно 300 переходов (в 2 раза меньше, чем в Москве). Основное направление в стране – замена всех переходов на уличные, где это возможно.
Париж также сравним с Москвой. Однако в центре Парижа подземные и наземные переходы совсем отсутствуют, кроме совмещённых со станциями метро. Люди переходят многополосную улицу по "зебре".
Также обстоят дела в Риме, Флоренции и Стокгольме.Переходы столицы России
Москва, помимо уникальных памятников архитектуры и музеев, находящихся на поверхности, имеет и своеобразные достопримечательности среди подземных объектов, в том числе и пешеходные переходы.
16 октября в 1959 году в Москве был построен первый подземный переход для людей. С тех пор их стало множество, и некоторые из них можно назвать творением искусства. Многие подземные переходы Москвы хранят в себе память былых времен.
Необычные, уникальные переходы Москвы
В переходе возле Дома-музея имени Марины Цветаевой можно прочесть многочисленные цитаты и афоризмы этой великой поэтессы. Причем оформлено все с использованием не только русского, но и нескольких западноевропейских языков, что свидетельствует об общемировом значении творчества талантливой поэтессы.
Таким образом, переход выполняет две функции: популяризация трудов гения и дань уважения удивительной поэтессе.Переход на Воздвиженке – еще одно поклонение великому писателю, где дизайнеры создали очень познавательное и прекрасное зрелище, посвященное Гоголю. На стенах можно увидеть наиболее известные философские цитаты классика.
Необычный и креативный подход используют многие авторы, оформляя подземные переходы.У музея Москвы переход представляет собой подобие окна в прошлый век. Здесь можно пройти возле ремесленников, торговцев, стариков и многих других людей города из минувших эпох. Талантливые художники здесь воссоздали атмосферу начала ХХ века.
С использованием фотоматериалов украшен переход близ музея Маяковского. Сотрудники этого культурного заведения повесили на своды перехода фотографии поэта, запечатлевшие его с младенческих лет до последних месяцев жизни. Здесь же представлены и отрывки автобиографические из произведения “Я сам”, просто отельными фразами. Кого заинтересовало, сами найдут продолжение высказываний. Очень поучительно и познавательно.Сегодня во всем мире наблюдается увеличение объемов строительства подземных переходов, особенно в крупных городах. Связано это с тем, что непрерывно растет концентрация населения в городах и численность автомобильного парка. А последнее способствует возникновению практически всех современных городских проблем – экологических, территориальных, транспортных и энергетических.