Задать вопрос о подчёркивании прилагательного или местоимения можно только по ошибке, и эта статья как раз для тех, кто привык к ясности во всём, что касается грамотности. Подчеркиванием оформляются подчинительные связи, которые образуют между собой члены предложения, к примеру, сказуемое и его дополнение. Как подчёркивается то или иное слово в составе предложения? Это уже более корректный вопрос, поскольку актуализирует не само слово, а его роль в раскрытии смысла. Достаточно разделить понятие слова как участника конкретного предложения и понятие слова как лексической единицы речи, и путаница с подчёркиванием сразу исчезнет. Начнём с предложения и его основы.
Члены предложения, составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её
В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы "кто?", "что?" и "кто делает?", "что делает?" соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.
- местоимение: «Они построили снежную крепость».
- числительное: «Десять умножается на восемь».
- прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
- существительное: «Лестница ведёт на чердак».
Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».
Слово | Грамматическая основа | группа подл. | группа сказ. | Зависимость от членов II уровня | Значение | Часть речи | Ответ на вопрос |
дни | Подлежащее | ✓ | предмет | сущ. | что? | ||
рождения | ✓ | определение | сущ. | чего? | |||
года | ✓ | дополнение | сущ. | чего? | |||
в крепостях | ✓ | обстоятельство | сущ. | где? | |||
снежных | ✓ | определение | прил. | каких? | |||
спали | сказуемое | ✓ | действие | сказ. | что делали? |
В результате разбора становится ясно, что ключевым признаком, позволяющим определить тип подчёркивания, является значение слова как члена предложения, а не его принадлежность к той или иной части речи. Сказуемое - прерогатива глагола. Но случается, что и числительное, если оно означает действие, подчёркивается двойной чертой, как подчёркивается сказуемое. Остаётся подчеркнуть подлежащее одной, сказуемое двумя чертами, определение волнистой чертой, обстоятельство точкой-тире, дополнение - пунктиром.
Определение роли слова в предложении. Уровни и схемы подчинительной связи
Местоимение может быть членом главным (подлежащим) и второстепенным (дополнением или обстоятельством). В роли подлежащего местоимение подчеркивается одной чертой, в роли дополнения - пунктиром; в составе обстоятельства - штрихпунктиром. Подчеркиваются не слова как части речи, а слова как члены предложения. В разборе предложения ключевыми моментами являются поиск грамматической основы и установление схемы подчинительной связи с помощью вопросов, адресуемых к каждому слову, по смыслу, следующему за основой. Сочетания "рождения года"; "в крепостях снежных" подчёркиваются пунктиром и волнистой линией соответственно, как подчёркиваются второстепенные члены. В разбираемом предложении грамматическая основа - «дни спали»:
- Первый уровень подчинительной связи: "дни" какие? и "спали" где? ("дни рождения"; "спали в крепостях").
- Второй уровень связи: "рождения" чего? и "в крепостях" каких? ("рождения года"; "в крепостях снежных").
Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным
Как различить глагол-сказуемое и глагол-дополнение? Чем отличается числительное-подлежащее от числительного-определения? Какие функции в предложении возложены на прилагательное? Такие вопросы уже ассоциируются с ролью слова в предложении. Глагол в составе грамматической основы представляет собой сказуемое и подчёркивается двойной чертой. Очень ярко выражена многозначность у прилагательного, и если не задавать себе очередной некорректный вопрос из серии «как подчёркивается прилагательное», а попытаться проанализировать его роль в предложении, можно будет подчеркнуть его роль:
- волнистой линией как определение: «песни радостные, звонкие, весёлые»;
- точкой-тире (дополнение обстоятельства): «хмурым серым утром»;
- сплошной линией как подлежащее, если прилагательное означает имя собственное или нарицательное: «Лютый не знал пощады»; «Бурый любил мёд, растительную пищу, а серый был хищником». Прилагательное в значении существительного называют субстантивным, т. е. раскрывающим «субстанцию», сущность предмета.
Числительные представляют:
- подлежащее: «тысяча не стоит его одного» (тип подчёркивания - одна черта);
- именная часть сказуемого: «пятью восемь - сорок» (двойная черта);
- определение: «первый праздник года» (волнистая черта);
- дополнение: «сто делится на пять, на четыре» (пунктир);
- обстоятельство: «когда тебе девятнадцать» (точка-тире).
Решая вопрос о том, как подчеркивается числительное, необходимо устанавливать его значение и уровень подчинения.
Вопросы к членам предложения и части речи, которыми они выражаются. Типы подчёркивания
Обстоятельство поясняет, а дополнение распространяет сказуемое, определение же уточняет подлежащее. По закону управления подлежащее влияет на сказуемое, дополнение и обстоятельство подчиняются сказуемому. Таким образом, определение и обстоятельство относятся к разным грамматическим группам - подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены:
- группы подлежащего - определение;
- группы сказуемого - дополнение, обстоятельство.
Как подчёркивается определение и обстоятельство, рассмотрим после того, как познакомимся с дополнением. Дополнение обозначает предмет, переданный существительным или местоимением:
Падежи | Вопросы | Дополнение |
Род. п. | Кого, чего? | Ни у кого не было такой красивой куклы. |
Дат. п. | Кому, чему? | Сошью я кукле платьице. |
Вин. п. | Кого, что? | Папа подарил мне куклу. |
Тв. п. | Кем, чем? | С куклой можно поиграть. |
Предл. п. | О ком, о чем? | Только и разговору, что о новой кукле. |
Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово "кукла" местоимением: «Только и разговору, что о ней».
Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности
Грамматические признаки дополнения - его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения - показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения - быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.
Простое дополнение выражается:
- Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
- Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
- Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
- Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».
Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение
Аналитическое дополнение выражается:
- сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
- сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
- фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».
Комбинированное единое дополнение выражается:
- Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
- Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой - парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
- Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».
Комплексное единое дополнение выражается:
- группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
- группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
- придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).
К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как - в роли сказуемого (двойной чертой).
Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение
Части речи | Примеры определений |
существительное | Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов. |
прилагательное | Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда. |
наречие | Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов. |
причастие | Неверующий (какой?) Фома - один из библейских персонажей. |
причастный оборот | Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём. |
фразеологический оборот | Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился. |
инфинитив | Время (какое?) собирать урожай. |
Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
образа выполняемого действия | Каким образом, как? | Береги честь смолоду. |
места | Где, куда, откуда? | Из-за гор едет дядюшка Егор. |
времени | Когда, как долго, с каких пор, до какого времени? | И провожали мы друг друга до третьих петухов. |
причины | Отчего, почему? | Оттого что ты мне просто улыбнулась. |
цели | Зачем, для чего, с какой целью? | Узнать, как подчёркивается обстоятельство. |
Модель управления обстоятельством отражает:
- его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
- лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.
Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь "быстрыми шагами" эквивалентно понятию "быстро", следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание "быстрыми шагами" подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.
Принципы и признаки однородности. Однородные члены предложения
Однородные члены могут стать:
- Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
- Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».
Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»
1. Выделяем однородные члены:
- обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять;
- определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных;
- определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных.
- два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма.
2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.
3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);
4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:
- являются ответом на один общий для них вопрос;
- чаще всего служат одному члену в предложении;
- передают значение одного и того же члена предложения;
- подчёркиваются одинаково.
Исключение - два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».
- шёл (как?) медленно - наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
- шёл (каким образом?) пошаркивая - деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).
Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного
Группа однородных членов:
- Однородные обстоятельства, независимо от лексической принадлежности,
соответствуют одному вопросу: «Несмотря на тяжёлое время, свадьбу гуляли широко, на два села, у невесты и у жениха». Гуляли (как?): несмотря на - производный предлог; широко - наречие; на два - числительное. - Однородные ряды членов разного уровня подчинения: «Взошла луна и осветила (что?) весь лес, его сосны, тропинки и потаённые уголки». В предложении есть ряд однородных сказуемых (уровень подчинения подлежащему) и ряд дополнений второго сказуемого (уровень подчинения сказуемому).
- К сказуемому может примыкать не одно дополнение. Как подчёркивается, неоднородные обстоятельства рассматривают предмет с разных сторон: «Свадьбу гуляли по-деревенски весело, по-городскому скупо».
- Однородные определения характеризуют слово по одному признаку: «Листва зарделась, заалела на солнце».
- Неоднородные определения выражаются прилагательными разных лексических разрядов (качественными, притяжательными, относительными): «дорогая соболья заморская душегрейка».
Виды оборотов. Сравнительный оборот
Сравнительные обороты могут означать:
- Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
- Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
- Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).
В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:
- дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
- обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.
Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими "насколько?"); «тебя только за смертью посылать» ("куда?" в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).
Единство склонения сравнительного оборота и дополнения - объекта сравнения
Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определение типа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» - дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.
Виды сравнений:
- при помощи союзов словно, точно, будто, как: «холодный словно лёд»;
- с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером»;
- бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети - сила моя и надежда»;
- отрицающие: «горе не беда».
Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.
1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:
- Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
- Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).
2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).
В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.
В каких случаях союз "как" подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах
1. Союз "как" вносит в предложение элемент сравнения.
2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом "как" подчёркивают волнистой чертой, как определение.
3. Союз "как" может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);
4. Обороты с союзом "как", помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:
- обстоятельство - "горело (каким образом?) как от ожога";
- дополнение - "горело (от чего?) от мороза в степени ожога"; сравнительный оборот - тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», - пунктиром.
5. Вопрос "чем?" относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.
6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием - смысл высказывания не должен искажаться.
7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.
8. Вместе с частицей "не", союзом "как" подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.