Современные родители и педагоги ищут новые эффективные методики для всестороннего развития детей. Одним из таких инновационных подходов являются ТРИЗ-технологии в детском саду. Эта образовательная система позволяет вырастить не просто умного ребенка, а настоящего творца, способного решать сложные задачи и мыслить креативно.
Что такое ТРИЗ
ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Это наука о творческом мышлении и поиске оптимальных решений, разработанная советским ученым Генрихом Альтшуллером.
Как ТРИЗ развивает детей
ТРИЗ является эффективной технологией интеллектуального развития детей в детском саду. Основатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер разработал теорию как раз для того, чтобы научить детей мыслить творчески и находить оптимальные решения.
Занятия по ТРИЗ в детском саду проходят в игровой форме. Это позволяет активно вовлекать детей в процесс обучения, удерживать их внимание и интерес. Воспитатель ставит перед дошкольниками увлекательные проблемные ситуации и вопросы, предлагает поискать необычные решения.
На занятиях по ТРИЗ дети учатся видеть противоречия, анализировать связи между предметами и явлениями, находить нестандартные решения. Это способствует развитию системного и творческого мышления.
Одна из главных задач ТРИЗ - научить ребенка переносить полученные знания и навыки в реальную жизнь. Например, дошкольник, потеряв дома какую-то важную для него вещь, сможет вспомнить алгоритм ТРИЗ и найти нестандартный способ решения проблемы вместо того, чтобы расстраиваться или плакать.
ТРИЗ развивает у детей гибкость и оригинальность мышления, умение находить неочевидные решения в любой нестандартной ситуации. Эти навыки очень пригодятся в дальнейшей взрослой жизни - как в профессиональной деятельности, так и для решения бытовых и межличностных проблем.
Еще один важный аспект, который развивает ТРИЗ у дошкольников, - это воображение и фантазия. Чем больше творческих задач решит ребенок с помощью этой технологии, тем ярче будет его фантазия, тем больше нестандартных идей он сможет генерировать.
Помимо этого, ТРИЗ учит детей видеть скрытые связи и аналогии между разными объектами, понятиями, явлениями. Это также важно для формирования системного мышления и способности применять уже имеющиеся знания для решения новых задач, переносить опыт в другие сферы деятельности.
Примеры занятий ТРИЗ в детском саду
Одним из популярных методов ТРИЗ в работе с дошкольниками являются различные игры и игровые упражнения, которые не только развивают детей, но и доставляют им удовольствие.
Одна из таких игр называется «Маша-растеряша». В ней воспитатель или ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо предмета (например, ложки, карандаша, ножа), объявляет группе, что «Маша потеряла этот предмет» и предлагает придумать, чем можно заменить данный предмет или как без него обойтись.
Эта игра учит детей видеть нестандартные способы решения проблем, расширяет их кругозор и развивает творческое воображение. Например, если Маша потеряла нож, ребята могут предложить нарезать хлеб руками, разломить его, использовать для этого другие предметы вроде линейки, лески от воздушного шара.
Другая популярная ТРИЗ-игра в детском саду называется «Теремок». В ней участвуют несколько детей с карточками, на которых изображены различные предметы или явления. Один ребенок выполняет роль «хозяина теремка», а остальные по очереди подходят к нему с просьбой впустить в «домик».
Условие «хозяина теремка» пропустить «гостя» такое: тот должен назвать несколько общих признаков между изображением на своей карточке и карточкой «хозяина». Это могут быть общие детали, материал, назначение, происхождение и т.д. Например, между гитарой и удочкой это наличие струн, деревянных частей, использование руками и т.п.
Подобные игры учат детей анализировать, сопоставлять объекты между собой, находить неочевидные аналогии. Это способствует развитию гибкости мышления, умению применять уже имеющиеся знания в новых условиях.
Еще один типичный для ТРИЗ прием в работе с дошкольниками — постановка противоречивых, на первый взгляд абсурдных, задач и ситуаций, которые необходимо решить. Например: как сделать горячую чашку холодной или как загнать слона в холодильник? Предлагая детям подумать и найти решение таких парадоксальных задач, педагог стимулирует их творческое мышление и воображение.
Решать подобные задачи дошкольники могут как индивидуально, так и коллективно. Обсуждая разные идеи в группе, ребята учатся слышать и понимать друг друга, рассматривать ситуацию под разными углами, выбирать наиболее оптимальный вариант.
Игры и упражнения ТРИЗ для дошкольников
ТРИЗ-технологии широко используют игровые методы для развития дошкольников. Игры позволяют активно вовлекать детей в образовательный процесс, поддерживать высокую мотивацию и интерес к занятиям.
Одна из популярных игр - "Фантастическое животное". Воспитатель предлагает детям нарисовать животное с необычными, фантастическими свойствами. Например, у зайца длинная шея как у жирафа, а у бабочки 8 крыльев. Это стимулирует воображение и творчество дошкольников.
В игре "Что общего?" дети по очереди вытягивают карточки с изображением разных предметов или явлений и ищут между ними общие черты. Умение видеть скрытые аналогии, связи между на первый взгляд непохожими вещами - важный навык системного мышления.
Еще одна полезная игра - "Волшебная палочка". Воспитатель описывает проблемную ситуацию, например: как достать мяч с высокого дерева? А затем "волшебной палочкой" наделяет предмет каким-то фантастическим свойством - дерево стало резиновым и гнется к земле. Задача детей - фантазировать и предлагать решения с учетом нового условия.
Такие игры и упражнения по ТРИЗ активизируют творческое мышление дошкольников, помогают им преодолевать стереотипы и шаблоны, увидеть неожиданные решения привычных проблем.
Эффективны в работе с детьми также ТРИЗ-задачи с готовыми решениями, которые кажутся странными или абсурдными. Например: для того, чтобы сломанный карандаш опять писал, его нужно положить в стакан с водой. Задача детей - объяснить, как такое может быть. Это развивает любознательность и познавательную активность.
Очень нравится дошкольникам придумывать фантастические истории и сказки по заданному воспитателем условию или началу сюжета. Например, что будет, если муравьи станут большими как слоны? Или какие необычные приключения могут произойти у зайца, которому подарили волшебную морковку?
Такие творческие ТРИЗ-игры и упражнения развивают у дошкольников воображение, образное и логическое мышление, умение системно подходить к анализу ситуаций и поиску решений. А главное - доставляют детям радость и положительные эмоции!
Этапы решения задач по ТРИЗ
В ТРИЗ существует определенный алгоритм для решения изобретательских задач. Его поэтапное применение позволяет находить наиболее эффективные и нестандартные решения проблем.
Первый этап при работе над задачей по ТРИЗ - четко сформулировать условие и определить, в чем заключается противоречие. Например, нужно сделать легкий, но вместе с тем теплоизолирующий материал для одежды. Тут мы сталкиваемся со следующим противоречием: легкие ткани плохо сохраняют тепло.
Следующий шаг - выделение в задаче объекта изобретения, то есть предмета или явления, которые нужно как-то усовершенствовать, чтобы преодолеть исходное противоречие. В нашем примере - это одежда, ее свойства.
После этого применяют специальные инструменты ТРИЗ для активизации поиска нестандартных идей. Например, метод "системный оператор", с помощью которого объект рассматривают как часть некой системы и видоизменяют.
Также используют различные приемы разрешения технических и физических противоречий в задаче. Скажем, для нашей одежды это может быть применение нового композитного утеплителя на основе алюминиевой фольги и вспененного полиэтилена.
Еще один мощный инструмент в ТРИЗ - база данных эффектов и физических, химических и геометрических законов, которые можно использовать при решении задачи. Они подсказывают неожиданные аналогии, идеи из смежных областей.
На финальном этапе из всего множества идей выбирают наиболее оптимальную - ту, которая полностью разрешает исходное противоречие задачи и требует минимум затрат на реализацию. В нашем случае, возможно, композитный утеплитель окажется лучшим решением.
Таков классический алгоритм решения изобретательских задач по ТРИЗ. Его пошаговое применение с использованием инструментов активизации творческого мышления позволяет генерировать по-настоящему инновационные идеи.
ТРИЗ развивает фантазию и воображение
Одна из ключевых задач ТРИЗ в работе с дошкольниками - развитие таких важнейших творческих способностей, как воображение и фантазия. Без этих способностей невозможно научить ребенка мыслить по-настоящему нестандартно и находить неочевидные решения проблем.
В ТРИЗ существует много интересных игр и упражнений, направленных как раз на стимулирование детской фантазии. Одно из таких упражнений - "Фантастическое животное". Детям предлагают придумать и нарисовать животное с необычными, фантастическими свойствами.
Например, это может быть зайчик с большими крыльями за спиной или бабочка с 8 лапками и хоботком как у слона. Подобные задания очень нравятся дошкольникам, позволяя проявить всю силу их творческой фантазии без всяких ограничений.
Другое интересное упражнение - "Сочини сказку". Воспитатель предлагает детям придумать необычную сказочную историю по заданным странным условиям. Скажем, какие приключения могут произойти у зайца, у которого вместо лап карандаши? Или что будет, если волк и лиса подружатся?
Подобные творческие задачи на развитие фантазии и воображения стимулируют детей отходить от привычных шаблонов и стереотипов, генерировать совершенно уникальные идеи, находить нестандартные повороты сюжета.
Не менее увлекательно проходит сочинение необычных загадок и вопросов по ТРИЗ. Например: какого цвета снег? Или что случится, если велосипед научиться летать? Обдумывая такие вопросы, дошкольники учатся мыслить оригинально и парадоксально.
Все эти игры и упражнения ТРИЗ раскрывают творческий потенциал детей, позволяют проявить богатство фантазии, научиться преодолевать мыслительные барьеры и стереотипы, что весьма ценно как для дошкольников, так и для взрослых.
ТРИЗ учит находить аналогии
Одним из важнейших навыков, которому обучает ТРИЗ в детском саду, является умение находить аналогии, устанавливать неочевидные связи между различными объектами и явлениями. Без этой способности невозможно научиться мыслить по-настоящему творчески и системно.
В ТРИЗ существует множество упражнений и игр, развивающих умение видеть скрытые аналогии. Одна из самых известных - игра "Что общего?". В ней дети по очереди вытягивают карточки с изображением двух предметов или явлений и должны найти, чем эти предметы похожи.
Например, ребенку достается карточка, на которой нарисованы яблоко и воздушный шар. С первого взгляда, не так уж много общего между этими объектами. Но если подумать творчески, можно найти следующие аналогии: и то и другое круглое, способно лететь или падать с высоты, сделано из органических материалов и т.д.
Чем больше необычных аналогий сможет найти ребенок, тем лучше это для развития его системного мышления и творческих способностей. Поиск аналогий заставляет по-новому взглянуть на знакомые предметы, найти в них нечто такое, на что раньше не обращали внимания.
Еще одно полезное упражнение для развития этого навыка - "Отгадай загадку". Воспитатель или дети по очереди загадывают загадки, основанные не на прямом описании предмета, а на аналогии, сравнении его с чем-то другим. К примеру: "Белая трава, кусаешь - сладкая" (сахар). Разгадывая такие загадки, дошкольники тренируют способность к ассоциативному мышлению.
Используется в ТРИЗ и прием "хитрого ответа" - когда детям задают, казалось бы, однозначный вопрос, на который есть только один очевидный ответ, а затем этот ответ подвергается сомнению и выявляются скрытые альтернативные варианты.
Например: "Какого цвета снег?" - Белый. "А если это будет лимонный снег? Или розовый?" И здесь ребенок начинает фантазировать, представлять снег разных необычных цветов. Так он учится расширять рамки стандартного мышления.
Как учить ТРИЗ: советы педагогам и родителям
Чтобы эффективно применять ТРИЗ-технологии в детском саду, педагогам и родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Начинать обучение ТРИЗ с дошкольного возраста. В этом возрасте у ребенка активно развивается мышление, он легко усваивает новую информацию. Поэтому занятия ТРИЗ будут максимально эффективны.
- Использовать игровые формы обучения. ТРИЗ не должно быть скучной обязанностью. Ребенку нужно предлагать увлекательные задачи, загадки, превращая обучение в увлекательную игру.
- Постепенно усложнять задачи. Начинать нужно с простых бытовых задачек, постепенно переходя к более сложным проблемам, требующим нестандартных решений.
Для успешного обучения ТРИЗ педагоги детского сада должны:
- Пройти курсы повышения квалификации по ТРИЗ-технологиям, чтобы грамотно выстраивать занятия.
- Знакомить детей с основными понятиями ТРИЗ: противоречия, ресурсы, идеальный конечный результат и т.д.
- Уделять внимание как решению технических задач, так и творческих, гуманитарных.
- Поощрять детскую инициативу, давать возможность предлагать свои нестандартные решения.
Родителям, чтобы поддержать ребенка, рекомендуется:
- Интересоваться занятиями ребенка по ТРИЗ, обсуждать с ним полученные знания.
- Поощрять стремление ребенка к познанию нового, решению нестандартных задач.
- Предлагать ребенку посильные задачи дома, например: придумать новое применение известным предметам.
Если педагоги и родители будут следовать этим советам, применение ТРИЗ-технологий в детском саду будет максимально эффективным. Ребенок получит навыки системного мышления, научится нестандартно мыслить и решать сложные проблемы.