Оборот розничной торговли: возможности, прогнозы

Оборот розничной торговли - важнейший экономический показатель, отражающий благосостояние населения и потребительскую активность. В 2023 году этот показатель демонстрирует неоднозначную динамику - снижение в первом квартале сменилось оживлением во втором. Давайте разберемся в причинах этой тенденции и посмотрим прогнозы на ближайшее будущее.

Динамика оборота розничной торговли в первом полугодии 2023 года

По данным Росстата, в 2022 году оборот розничной торговли в России снизился на 6,7% относительно показателя 2021 года. Эта отрицательная тенденция сохранилась и в начале 2023 года:

  • в первом квартале наблюдалось падение на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
  • однако уже по итогам первого полугодия зафиксирован рост на 1,1% к уровню января-июня 2022 года, а в июне - прирост на 10% к июню прошлого года.

Такая разнонаправленная динамика обусловлена следующими факторами:

Высокая инфляция, сокращение реальных доходов населения и отток с российского рынка ряда иностранных брендов и товаров негативно повлияли на потребительский спрос.

Однако постепенное восстановление производства отечественных товаров и насыщение ими розничного рынка позволили переломить ситуацию к лету текущего года.

Структура и особенности розничной торговли в 2023 году

оборот розничной торговли

Оборот розничной торговли в России характеризуется в последние месяцы двумя основными тенденциями.

Во-первых, это увеличение доли продовольственных товаров. Если в начале прошлого года на них приходилось 47,5% оборота, то к марту 2023 года их доля выросла до 49,5%. Этот сдвиг вызван в первую очередь опережающим ростом цен на продукты.

Сегмент розничной торговли Доля в обороте в марте 2022 года Доля в обороте в марте 2023 года
Продовольственные товары 47,5% 49,5%
Непродовольственные товары 52,5% 50,5%

Во-вторых, отмечается стремительное развитие онлайн-торговли. По данным Росстата, за год ее объем вырос в полтора раза. Также наблюдается увеличение доли интернет-продаж в общем обороте розничной торговли крупных и средних компаний - с 8-9% до 10-12%.

Бесспорными лидерами в сегменте электронной коммерции являются маркетплейсы Ozon, Wildberries и Ситилинк, на которые приходится 40% всего онлайн оборота.

В структуре ассортимента этих интернет-магазинов преобладают одежда, обувь, детские товары, цифровая и бытовая техника. Например, доля мужской, женской и детской одежды составляет 15-16% от всех онлайн-продаж, обуви - 6-7%, игр и игрушек - 3-4%.

Помимо этого, в 2023 году наблюдается позитивная динамика в сегменте торговли через розничные рынки и ярмарки. Их доля в общем обороте розницы выросла с 4,1% до 4,3%, а снижение оборота здесь составило лишь 2,4% против 6,7% по всему рынку.

Такие результаты объясняются как ростом инфляции, что делает "барахолки" более привлекательными площадками для покупки товаров по более низким ценам, так и общей тенденцией по развитию местных форм торговли. При этом многие из таких местных рынков постепенно переходят на цивилизованные рельсы, внедряя современные технологии, качественное обслуживание и передовые практики логистики.

Прогнозы и перспективы развития розничной торговли

Согласно обновленному макропрогнозу Минэкономразвития, оборот розничной торговли в России в последующие три года будет расти на уровне 3,5-3,6% ежегодно.

Такой оптимистичный сценарий основывается на следующих факторах:

  • Постепенное восстановление реальных доходов населения;
  • Снижение доли сбережений в структуре расходов и увеличение доли потребления;
  • Активное развитие потребительского кредитования;
  • Продолжающееся импортозамещение и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией.

Перспективные ниши для бизнеса в розничной торговле

оборот розничной торговли

С учетом текущих тенденций, можно выделить несколько сегментов розничного рынка, которые обладают высоким потенциалом для открытия или развития бизнеса:

  1. Онлайн-торговля, особенно в сфере одежды, обуви, детских и цифровых товаров;
  2. Создание и продвижение собственных торговых марок как альтернатива ушедшим иностранным брендам;
  3. Развитие франчайзинговых сетей и магазинов у дома на базе крупных офлайн-ритейлеров;
  4. Открытие мини-маркетов и продуктовых лавок в жилых районах;
  5. Торговля на ярмарках, рынках и временных точках с низким порогом входа.

Вызовы и риски для розничной торговли

Несмотря на положительный прогноз, рынок розничной торговли сталкивается и с определенными вызовами, которые могут негативно отразиться на его динамике.

К таким вызовам относятся:

  • Сохраняющиеся инфляционные риски, которые ведут к снижению покупательной способности населения;
  • Возможное ужесточение госрегулирования цен на социально-значимые продовольственные товары;
  • Кадровый дефицит и текучесть персонала в торговых сетях;
  • Высокая конкуренция в рознице, ведущая к сокращению торговых наценок и рентабельности.

Успешное развитие розничного бизнеса в текущих условиях будет во многом зависеть от того, насколько эффективно компании смогут адаптироваться к этим вызовам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.