Мы, взрослые, оглохли в шуме житейских будней и часто не слышим музыки и настоящего смысла русских слов, упуская радости от множества небольших побед, которых сами незаметно ежедневно достигаем. Мы не понимаем, как много в действительности означает наша каждая, пусть даже самая маленькая, победа.
Просто вслушайтесь
Значение слова настолько укрепилось в нашем сознании, что мы уже не задумываемся над глубиной его семантики, и наша жизнь из-за этого становится совершенно обыденной, что бы мы ни делали. За ответом на вопрос «Что такое победа?» нет необходимости ходить слишком далеко. Его можно даже не искать в интернете, настолько он очевиден. Достаточно просто вслушаться в слово, чтобы понять его значение. Исходя из самого состава лексемы, победа (значение слова) – это жизнь ПО-сле БЕД-ы. Особенно хорошо это чувствуют дети с двух до пяти лет. Маленькая девочка говорит о семейной драме: «У нас с мамой долго была беда, а теперь папа вернулся, и у нас победа». Или мальчик того же возраста о своем конфликте во дворе с приятелем: «Брал-брал мой пистолет и забрал домой. А сегодня его бабушка мне вернула. И теперь у меня – победа, а у него – беда».
Эмоциональная составляющая победы
Написанное слово несет в себе фактическую информацию, но для того чтобы оно отразило настоящую человеческую эмоцию, оно должно зазвучать. Примеров есть огромное количество, и многие из них – в литературе. В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» главный герой перед смертью говорит своему сыну Федору, что не должно слово царское звучать впустую. Оно должно или торжественно о победе возвещать, или звучать набатом во времена великих народных бед. И заканчивает свое произведение поэт сценой, когда после убийства Федора и его матери бояре вышли и сказали ложь народу. Последовал красноречивый ответ – народ безмолвствует в предчувствии беды. Правда, из оригинальной рукописи поэт вычеркнул три последних слова, оставив только два первых, эмоционально усилив тем самым то, о чем молчала толпа в летнее утро 1603 года возле Красного крыльца. В последующее десятилетие русский народ хорошо усвоил, что означает слово победа. Время великих смут, которые следовали одна за другой, когда царь Московский присягал польскому королю в вассальной верности с целованием руки, которая давала и отбирала. «Дарую царствование, - говорил Станислав Василию Шуйскому, - чтобы усмирял ты свой народ». Но тот не понимал, что такое победа, и лже-Дмитрии плодились, словно грибы после дождя. И тогда свое веское слово сказал народ: «Не ищи беды, тогда и победа не потребуется».
Отсутствие беды
Вероятно, люди так устроены, что жизнь без беды им кажется пресной. Всегда после «тихого» периода следуют буйные времена, когда люди хотят и даже активно стремятся на собственной шкуре прочувствовать, что такое победа. Они перестают ценить благо постепенного, но пассивного развития, когда люди-созидатели, а не воры или революционеры становятся ядром общества, когда призывы «пугачёвых» не находят откликов в толще народных масс. Представители управляющей элиты начинают скучать и толстеть, считая, что их упитанность – это их персональная заслуга, а не следствие отсутствия народных бед. Но даже эти люди рано или поздно тоже начинают искать «после-бедствий». Да, собственно, так живет каждый человек персонально. Почему-то постоянными едой на столе и теплом в доме люди быстро пресыщаются, так и устремляясь на рожон. Тихая, размеренная жизнь мало кого интересует, а молодежь и вовсе живет сплошными приключениями, рискуя зачахнуть без постоянных всплесков бурных эмоций. Возможно, поэтому пижоны ищут внимания еще не завоеванных дам, а занятые красотки стреляют глазками даже в компании со своими молодым людьми – им не хватает новых побед.
Величайшая война
В конце 30-х годов прошлого столетия все советские люди жили предчувствием большой беды, но не просто обреченно выжидая несчастья, а ощущая тайный эмоциональный подъем. Люди успели забыть, что такое победа, и поэтому почти подсознательно стремились к перемене обстановки. Особенно сильно от ожидания страдали военные. Конечно, для победы нужно было и беды поискать. А беда – создание неприхотливое, и она обязательно приходит, если ее ищут. И вот, 22 июня 1941 года началась война и длилась долгих четыре года.
Эта война была навязана фашистской Германией Советскому союзу. Остервенелых захватчиков поддерживали многие европейские страны – Венгрия, Румыния, Словакия, Испания, Болгария, Италия, Финляндия, Хорватия. Называть «Великой Отечественной» войну стали в тот момент, когда Сталин обратился к народу в радиоэфире 3 июля 1941 года, и два этих слова употреблялись раздельно. Раньше это словосочетание было использовано в газете «Правда», просто как красивое название, вместе с такими словами, как «священная» и «народная». После того как был введен Орден Отечественной войны (20 мая 1942 года), утвержденный Указом Президиума, название стало официальным, но только в СССР. В других странах название не использовалось и не используется. Например, в Англии война называется так: «Восточный Фронт Второй Мировой войны». А в Германии - «Русский поход», «Немецко-советская война», «Восточный поход». Сейчас очень часто стал использоваться некорректный термин: Великую Отечественную войну называют просто «Великой», так называли войну в 1910 году Первую мировую.Очень мало осталось достоверных источников, как и очевидцев той войны, и не стоит искажать названия в нашей истории. Нам, потомкам, остается лишь трепетно чтить память о священной войне, не забывая, какой ценой досталась советским людям долгожданная победа.