Термин «язычество» изначально использовался христианами по отношению к неавраамическим, т.е. неиудейским и нехристианским, религиям. Со временем это понятие трансформировалось и стало относиться в целом к дохристианским верованиям. В данной статье речь пойдет об истории возникновения и использования этого термина, а также о людях, которых называли язычниками на разных этапах развития религий.
Происхождение термина «язычество»
Термин «язычество» в русском языке впервые появляется в переводах библейских текстов и других церковных книг в XV-XVI веках. Он является калькой греческого «эллинизм» и латинского «паганизм» - обозначений нехристианских, «неистинных» религий в христианской традиции. Само слово «язычество» происходит от «язык» в значении «народ», «племя». Так христиане именовали всех, кто не принадлежал к их вере, чья религия была иной.
В древнерусском и старославянском языках под «язычниками» понимались иноверцы, иноплеменники - те народы, которые не были христианами. Этот термин употреблялся по отношению к дохристианским верованиям славян, а также греков, римлян, кельтов, германцев, балтов и других этносов Европы. В более позднее время язычеством стали называть любые неавраамические религии - индуизм, конфуцианство, синтоизм и др.
Таким образом, изначально «язычество» было всего лишь обозначением чужой, нехристианской веры. Но со временем этот термин приобрел негативную коннотацию, стал оценочным и даже оскорбительным. Поэтому сегодня ученые стараются избегать его употребления, заменяя нейтральным «дохристианские верования». Тем не менее, несмотря на спорность, понятие «язычество» прочно укоренилось в русском языке и до сих пор широко используется как в научной, так и в обыденной речи.
Кого называли язычниками в древности и средневековье
В античности термин «язычник» еще не использовался, поскольку христианство тогда только зарождалось. Греки и римляне называли чужеродные для них верования варварскими или суеверными. Они считали свои политеистические религии единственно верными и истинными.
С зарождением христианства в I веке н.э. последователи Иисуса Христа стали именовать язычниками всех, кто не принял эту новую монотеистическую религию. Для христиан язычниками были как «варвары» (кельты, германцы, славяне), так и народы с высокоразвитыми культурами - греки и римляне. Их многобожие противоречило христианскому монотеизму.
В Средние века с распространением христианства в Европе круг «язычников» сузился в основном до славянских, балтийских, финно-угорских и некоторых германских племен. Но и здесь это понятие было достаточно размытым: одни славянские племена уже приняли крещение, другие оставались приверженцами своих исконных верований.
Интересно, что ни иудаизм, ни возникший в VII веке ислам первоначально не считались христианами «языческими». Это были «религии Книги», которые почитали единого Бога, пусть и не признавали божественной природы Иисуса Христа. Лишь позднее в христианской литературе стали появляться попытки причислить мусульман и иудеев к язычникам, но эти взгляды не получили широкого распространения.
Неоязычество как современное явление
Неоязычество - это собирательное название современных направлений, пытающихся возродить древние языческие традиции и верования. Это достаточно разнородное движение зародилось на Западе в конце XIX - начале XX века на волне романтического увлечения культурой средневековья, мифологией и фольклором.
Наиболее известными течениями неоязычества являются викка, асатру, родноверие, друидизм. Викка - культ, основанный в Англии Джеральдом Гарднером в 40-х годах XX века. Его последователи поклоняются древним богам и богиням, практикуют магию и черную мессу. Асатру - скандинавское неоязычество, почитающее Одина, Тора и других северных богов. Родноверы пытаются возродить славянские обряды и пантеон.
В целом неоязычники отвергают христианство как чуждую для их народов религию. Они обращаются к дохристианским корням, пытаясь найти в них истоки национальной идентичности. Многие неоязыческие течения тяготеют к национализму и ксенофобии, что вызывает обеспокоенность общественности.
Таким образом, хотя сторонники неоязычества и именуют себя язычниками, на самом деле они лишь стилизуются под адептов древних культов. Их обряды и верования - это во многом современная реконструкция, не имеющая прямой связи с подлинным язычеством прошлого.
Перспективы неоязычества в современном мире
Хотя неоязыческие течения возникли достаточно давно, в целом они так и не получили широкого распространения. По данным исследователей, численность неоязычников в мире не превышает 1 миллиона человек. Это крайне мало в масштабах всех мировых религий. Причины такой низкой популярности кроются в следующем:
- Древние верования слишком далеки от современного человека, чтобы стать по-настоящему привлекательными.
- Отсутствие единой церковной организации и канонических текстов.
- Эклектичность и искусственность неоязыческих реконструкций.
Тем не менее, определенная ниша для неоязычества в современном мире есть. В первую очередь, это люди, разочаровавшиеся в традиционных религиях и ищущие альтернативу. Также приверженцами становятся те, кто ищет связь со своими этническими корнями. Однако в целом можно констатировать, что неоязычество вряд ли когда-либо станет масштабным явлением. Скорее всего, это останется маргинальным течением для небольшой группы почитателей старины и этнических традиций. В статье рассматривается понятие «язычество».
Термин «ЯЗЫЧНИК» воспринимался и воспринимается в наше время как ПОРИЦАЕМЫЙ или НЕОДОБРЯЕМЫЙ! Почему не могу понять, ведь эта наша история, история человечества? В то же время сейчас широко распространен термин ГЛОБАЛИЗАЦИЯ! Если вдуматься эти слова или термины звенья одной цепи, а именно:
МиРА,ЗдРАвия и Солнышка Ярого вам.