Пол Андерсон (полное имя Пол Уильям Скотт Андерсон), английский сценарист, режиссер и продюсер, родился 4 марта 1965 года в городе Ньюкасл, Великобритания.
Поскольку фамилия Андерсон достаточно распространенная, не обошлось без казусов. Пола Уильяма часто путали с американским режиссером, имя которого Пол Томас Андерсон, он моложе своего английского коллеги всего на пять лет. Однако, кроме одинаковых имени и фамилии, их ничто не объединяет. Чтобы как-то обозначить различие имен, англичанин Пол Андерсон добавил в свои инициалы буквы W. S. (Уильям Скотт).
Режиссер и компьютерные игры
Отличить Пола Андерсона от других деятелей кинематографа можно прежде всего по его манере претворять в жизнь уникальные кинопроекты. Знаменитым режиссером-постановщиком Андерсон стал благодаря фильмам, снятым по сюжетам популярных компьютерных игр. Таким образом режиссер обеспечил себе многомиллионную армию зрителей из числа поклонников и участников этих игр, поскольку каждому игроку хочется посмотреть на большом экране приключения своих любимых персонажей.
"Шопинг"
Однако первой режиссерской работой Пола Андерсона стала картина под названием "Шопинг", никак не связанная с компьютерными играми. Зато кинофильм отличался глубоким психологическим подтекстом, когда энергия молодых и, в общем-то, неприкаянных ребят уходила на безумно дорогое и уголовно наказуемое развлечение - угон престижных автомобилей стоимостью в сотни тысяч долларов. Дело было даже не в самом угоне, а в том, что происходило дальше. Главный герой фильма Билли (молодой английский актер Джуд Лоу) и его подружка Джо (актриса Сэйди Фрост) - большие любители шопинга. Они придумали для себя необычный шопинг, который будоражил воображение. Билли и Джо посещали магазины несколько необычным способом: на угнанном дорогом автомобиле, с разгону врезаясь в витрину облюбованного ими маркета.
Первый культовый фильм Андерсона
В 1995 году Пол Андерсон снял фильм "Смертельная битва", который стал суперкассовым, собрав более 120 млн долларов при сравнительно небольшом бюджете в 30 миллионов. В центре сюжета противостояние Земли и темных сил Внешнего Мира. Происходящие события могут закончиться гибелью всего человечества в результате вторжения сил Зла извне. Остался последний поединок, который необходимо выиграть. Это будет десятая смертельная битва, за которой - или избавление, или вечная тьма на поверженной Земле.
Критика фильма была неоднозначной и по большей части негативной. Многие рецензенты отмечали бездарную игру большинства актеров, хотя единодушно хвалили спецэффекты и удачно созданную атмосферу фильма. На сайте Rotten Tomatoes работу Пола Андерсона забросали свежими и тухлыми "помидорами". Русский критик Кудрявцев Сергей отозвался о "Смертельной битве" как о "бестолковом зрелище".
Однако фильм получил массу положительных отзывов от поклонников оригинальной игры Mortal Kombat, положенной в основу "Смертельной битвы". Фанаты игры отмечали достоверность атмосферы и хорошую динамику действия. Сегодня картина считается лучшим вариантом интерпретации компьютерной игры в формате кинофильма.
Следующий кинопроект Пола Андерсона под названием "Сквозь горизонт" представлял пример классического фантастического триллера со сценами, позаимствованными из обычного фильма ужасов. Картина не произвела особого впечатления на зрительскую аудиторию и не была поставлена на одну ступень со "Смертельной битвой".
Провал
Фильм 1998 года под названием "Солдат", снятый Полом Андерсоном в жанре фантастического бовика, и вовсе оказался провальным. Картина собрала всего 15 млн долларов при бюджете 75 миллионов, повторив судьбу аналогичного проекта "Бегущий по лезвию" с Харрисоном Фордом. Стоит отметить, что фильм "Бегущий по лезвию" тем не менее был единодушно признан учеными как лучший образец научной фантастики за всю историю кинематографа.
Второй культовый фильм
В 2002 году в США состоялась премьера нового фильма режиссера Пола Андерсона под названием "Обитель зла". Картина представляла собой киноверсию одноименной компьютерной игры, созданной японской компанией Capcom. В центре сюжета главная героиня Элис, по воле случая попавшая в лабиринт секретной лаборатории "Муравейник", входящей в исследовательский комплекс корпорации Umbrella. В лаборатории всем заправляет центральный компьютер "Красная королева", выделяющий смертельный вирус, убивающий людей. Элис ощущает приступы амнезии, а когда к ней ненадолго возвращается память, девушка не верит, что с ней могло произойти все то, что всплывает в воспоминаниях. В конце концов Элис при помощи друзей отключает "Красную королеву", и вся группа покидает лабораторию.
Мила Йовович
Пол Андерсон однажды сказал про "Обитель зла", что это "действительно страшное кино". Когда появилась мысль адаптировать подростковую компьютерную игру под полнометражный фильм для взрослых, понадобилось обращение в компанию создателей Resident Evil с обещанием следовать сюжетной линии и проводить консультации по любым изменениям. В 1997 году киностудия получила эксклюзивное право на постановку фильма. Сразу встал вопрос выбора исполнительницы главной роли. Актриса Мила Йовович и Пол Андерсон в то время еще не встречались, тем не менее режиссер предложил главную роль именно ей. Мила и вправду идеально подходила на роль Элис, она блестяще воспроизвела непростой образ амнезированной, но боевой девушки.
Сценарии Андерсона
Пол Андерсон, режиссер, сменил Джорджа Ромеро, который написал сценарий не совсем удачно, и было ясно, что в его трактовке фильм будет обречен на провал в плане кассовых сборов. Поэтому Ромеро получил отставку, и сценарий был переписан Полом Андерсоном. Расчеты продюсеров оправдались, фильм в прокате собрал кассу, в три раза превышающую бюджет. Музыкальное сопровождение картины было на хорошем уровне, звуковые эффекты также не оставляли желать лучшего. По требованию создателя игры, компании Capcom, в фильме широко использовались элементы из всех вариантов: Resident Evil, Resident Evil 2, Resident Evil 3: Nemesis.
Апокалипсис
В 2004 году был снят сиквел фильма "Обитель зла" с Милой Йовович в роли Элис. Картина получила название "Обитель зла: Апокалипсис" и являлась продолжением первой серии 2002 года, с теми же персонажами, прежним местом действия и вполне предсказуемым финалом. Сценарий сиквела написал Пол Андерсон, однако режиссером на этот раз выступил не он, а Александр Уитт, который просто следовал уже отработанной постановочной схеме. И, поскольку "Обитель зла: Апокалипсис" также показал высокие кассовые сборы при сравнительно небольшом бюджете, было решено запустить третий кинопроект "Обитель зла: Вымирание". Сценарий третьего фильма написал Пол Андерсон, он же выступил в качестве продюсера. В кресло режиссера на этот раз сел Рассел Малкэхи.
Серии "Обитель зла"
"Обитель зла 3" - фильм о гибельном воздействии Вируса, который вышел из-под контроля и уничтожил все живое на земле. Выжили лишь те, кто имел доступ к антивирусу, в их числе Элис. Девушка приобрела сверхъестественные способности, набрала фантастическую силу, и только для спутников в космосе она была уязвима. Поэтому Элис постояно начеку, смотрит только вверх.
Пол Андерсон, фото которого уже начали появляться на страницах глянцевых журналов, написал сценарий следующего фильма "Обитель зла 4: Жизнь после смерти". Картина вышла на экраны в 2010-м и вновь побила рекорд кассовой успешности, собрав около 300 млн долларов. Главную героиню и на этот раз играла Милла Йовович, воплотив образ Элис, окруженной большим количеством собственных клонов. Оставшиеся в живых уже выбрались из-под земли, но огромные полчища зомби заполонили все пространство, а корпорация Umbrella по-прежнему правила бал.
Фильмография
И, наконец, "Обитель зла 5: Возмездие", последний фильм, снятый Андерсоном в 2012 году. В этом кинопроекте Пол Андерсон - режиссер и сценарист. Кроме того, он также сопродюсер картины. Роль главной героини по-прежнему исполняла Мила Йовович. В центре сюжета все та же корпорация Umbrella, которая то старается уничтожить Элис, то оказывает ей поддержку, в зависимости от настроения руководства и от того, кто в данный момент находится во главе Umbrella: Альберт Вескер или кто-то другой. Кассовые сборы были по-прежнему высокими, около 240 млн долларов. Пол Андерсон, фильмография которого уже включает в себя около 20 кинокартин, полон творческих планов и продолжает снимать. В качестве режиссера он выступает, когда сценарий написан им самим. Все фильмы Пола Андерсона, список которых можно разделить на две части: компьютерные игры в формате полнометражной кинокартины и все остальные - так или иначе, заслуживают внимания.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера и сценариста Пола Уильяма Скотта Андерсона является примером допропорядочности и постоянства. Пол долгое время встречался с одной из самых красивых и талантливых кинозвезд Голливуда Милой Йовович, которая снималась во многих его фильмах. Отношения режиссера и актрисы первое время носили дружественный и деловой характер, но затем перешли в более интимную плоскость, и 5 ноября 2007 года у них родилась дочь, которую назвали Эве Габо. Летом 2009-го Пол Андерсон и Мила Йовович зарегистрировали свой брак.