Большинство людей, услышав этот вопрос, испытывают раздражение. Почему? Конечно, не потому, что совсем не знают, как отвечать. На вопрос: «Что делаешь?» - всегда найдется какой-нибудь ответ, но смущает не это. Чем бы ты ни занимался в эту минуту, чужое любопытство застает врасплох. Как поступить воспитанному человеку? Давать подробный отчет, отшучиваться или прохладно намекнуть, дескать, это никого не касается?
Зачем его задают?
Прежде чем узнать, как отвечать на вопрос «что делаешь», задумаемся над тем, почему люди задают его. Если это телефонный разговор, собеседник может интересоваться, чем ты в данный момент занимаешься, с тем чтобы выяснить, удобно ли сейчас говорить, сколько времени ты можешь ему уделить и т. п. Тогда нет никаких затруднений в том, как отвечать на вопрос «что делаешь». Можно поделиться с человеком, чем действительно занимаешься в данный момент: читаешь, смотришь кино, бродишь по интернету или просто бездельничаешь. Или сказать, мол, в данный момент очень занят и не можешь разговаривать. А если звонок долгожданный – смело можно говорить: с нетерпением ожидаешь его.
Однако в большинстве случаев этот вопрос не несет в себе особого смысла и является лишь способом завязать разговор. У англичан, к примеру, фраза: «How are you?» ("Как дела?") - означает приветствие и не предполагает никаких объяснений. Если вдруг начать подробно описывать собеседнику дело, которым занимаешься, он, скорее всего, оборвет тебя на полуслове, поскольку совсем не намеревался выслушивать пространную исповедь. Как отвечать на вопрос «что делаешь» в таком случае?
Отбей удар
Самый популярный ответ: «Ничего особенного. А ты?» И тогда собеседник либо отделается парой незначительных фраз и перейдет к тому главному, ради чего, собственно, и затеял диалог, либо начнет обстоятельно рассказывать о своих делах. Может быть, он и позвонил (написал в чат) только для того, чтобы выговориться, излить душу?
Примени иронию
Ответ номер два по частоте употребления: «Разговариваю с тобой», - или: «Ты не поверишь, но сижу во "ВКонтакте"» (или в другой социальной сети, где был задан этот вопрос). Для поддержки диалога этого вполне достаточно. Одновременно так можно намекнуть, что ты не любитель формальных вопросов. И совершенно точно - этот человек больше никогда не задаст такого вопроса, если ответить, что ведешь статистику того, сколько человек за день спросили у тебя «что делаешь» и «как дела».
Смех – лучшее лекарство
Третий распространенный ответ на вопрос: «Что делаешь?» - шутка. Она может быть нейтральной, доброй или в некоторой степени обидной. Собеседнику, понимающему юмор, можно сказать, что спасаешь мир, охотишься на кухне на диких тараканов, отращиваешь волосы, размышляешь о смысле жизни и т. п. Можно отшутиться и так: «Думаю, как ограбить ювелирный магазин. Ты со мной?»
Дай понять, что не хочешь это обсуждать
Четвертый способ отбить охоту задавать бестактные вопросы – это встречный вопрос: «А почему ты спрашиваешь?»; «Зачем тебе нужна эта информация, как ты будешь ее использовать?» После подобного настойчивого допроса придет черед смущаться собеседнику.
Пятый вариант – игнорирование неудобного вопроса. Если он прозвучал сразу после приветствия, то достаточно просто поприветствовать в ответ. Если же вы уже поздоровались, и визави спрашивает о делах, можно спокойно перевести разговор в другое русло – поделиться новостями, поинтересоваться конкретными деталями жизни собеседника и так далее.
Отзыв номер шесть – оценить «оригинальность» вопроса: «Отличный вопрос! Спроси еще, как мир спасти!»
Седьмой вариант заключается в демонстрации бурной эмоциональной реакции в ответ. Можно имитировать шок, потрясение: «Поверить не могу, что ты меня об этом спрашиваешь!»
Глубина вопроса
Совершенно ясно: знаменитый русский вопрос «что делать» и надоедливая приветственная фраза «что делаешь» ни семантически, ни философски не связаны между собой. Крылатый вопрос «что делать» беспокоил лучшие отечественные умы и сердца, мечтавшие о всемирной справедливости, правде и доброте. Николай Гаврилович Чернышевский, поставивший его в заголовок своего произведения, не предполагал, что для далеких потомков в двадцать первом столетии эта проблема так и не будет решена.