Семь чудес древнего мира — пример исключительной популярности изобретений и сооружений. Это лучший памятник в истории, посвященный творческой мысли правителей, безудержной фантазии архитекторов и ремеслу строителей. Воображение людей на протяжении тысячелетий помогает воссоздать недостающие элементы культурного наследия, получившие общий титул «Семь чудес света». Легенды о творениях человеческих рук, исчезнувших с лица земли, продолжают будоражить умы новых искателей приключений.
Семь древнейших чудес света
Понять значение для античного мира перечня выдающихся памятников легче, если провести аналогии с современными рейтингами популярнейших достопримечательностей и феноменов. Список семи чудес света можно считать первым и самым знаменитым в истории туристическим буклетом. Но значение этого небольшого перечня величайших памятников намного глубже. К сожалению, грандиозные сооружения не сохранились. Время, катастрофы, природные стихии и войны не пощадили семь чудес света, вернее, 6 из 7-ми.
История одного из самых знаменитых списков достопримечательностей начинается в далеком прошлом мировой цивилизации. Возможно, идея путешествий и осмотра памятников на земле Северной Африки, Персии, Вавилона и Древней Греции возникла у великого Александра Македонского, покорившего в IV веке до н. э. значительную часть известного в то время мира. От внимания мудрого полководца не ускользнула грандиозность замысла, которому следует пирамида Хеопса в Египте. Общими усилиями путешественников, завоевателей, ученых, писателей древности и средневековья были составлены описания величайших памятников античности. Принято считать, что над одним из первых списков всемирных чудес работал историк древности Геродот за 450 лет до наступления новой эры. Перу выдающегося ученого и поэта античной Греции — Филона Византийского — принадлежит рукопись «О семи чудесах света», которая появилась около 300 года до н. э.
В Древней Греции число 7 считали магическим, поэтому количество достопримечательностей в перечне оставалось неизменным на протяжении многих веков. Канонические семь чудес света — список, дошедший до нового времени в стихотворении древнегреческого писателя Антипатра из Сидона. Он писал о роскоши усыпальниц, прекрасных храмовых комплексах, колоссальных по размерам памятниках и висячих садах.
Великие пирамиды
К средним векам, когда сформировался известный в наше время классический список «Семь чудес света», сохранились на планете и были доступны для осмотра египетские пирамиды, возведенные на западном берегу Нила. Древнейшие памятники датируются промежутком времени с 2700-го по 2550-й годы до н. э. Из десяти пирамид в Гизе три особенно поражают своими размерами и величием проведенных строительных работ.
Достойна восхищения хорошая сохранность сооружений, испытывающих несколько тысячелетий иссушающий дневной зной и звенящий ночной холод, когда в пустыне, по выражению местных жителей, «камни плачут». Замечательные по инженерному замыслу и простые по форме конструкции появились благодаря точнейшим измерениям, которые были неслыханно трудными для своего времени. Кроме сложных расчетов, для строительства потребовалось доставлять издалека крайне тяжелые каменные блоки, поднимать их на большую высоту.
Пирамида в Гизе
Великая пирамида Хеопса в Египте считается наиболее известным чудом света. Фараон Хуфу, правивший в 2584–2561 годах до н. э., воплотил в жизнь грандиозный план строительства своего некрополя на плато Гиза. Для создания пирамиды и забора вокруг сооружения было отведено 13 га земли. Строительство великой пирамиды является одним из самых ранних и ярких примеров сочетания человеческого энтузиазма, фантазии с инженерным расчетом. Возведение некрополя можно назвать и наиболее трудоемким историческим проектом, учитывая отсутствие всех необходимых инструментов и строительной техники в Древнем Египте.
Пирамида Хеопса отличается массивностью, обилием внутренних залов, галерей, камер. В дополнение к этому она на протяжении 3800 лет возглавляла список высочайших искусственных сооружений в мире (146,7 м в год постройки). Много существует толкований и объяснений, связанных с формой и назначением великой пирамиды. Когда вдоль граней сооружения скользят лучи всепоглощающего тропического солнца, то становится понятной мысль древнейшего правителя Египта, желавшего, подобно этим лучам, отправиться к божественному светилу после своей кончины.
Висячие сады Семирамиды в Ираке
Прекрасные сады в древнем городе-государстве Вавилоне были построены великим царем Навуходоносором II примерно в 605-м году до н. э. Исследователи античных рукописей утверждают, что великолепный ландшафтный проект древний правитель утвердил по просьбе одной из своих любимейших жен, тосковавшей по деревьям и травам родной страны. Висячие сады Семирамиды — наиболее загадочное из чудес в списке. Они окружены мифами и легендами, точное местоположение сооружения не установлено, останки построек так и не найдены.
Некоторые исследователи древнего мира сомневаются в существовании такого роскошного древнего парка на возвышении, расположенном к югу от современного Багдада. Может быть, сады порождены фантазией сказочников? Историки находят очень мало точной информации, фактов, документального подтверждения в летописных источниках Вавилона. Но древнегреческие поэты утверждали, что жрецы подготовили проект висячих садов, руководили их созданием. Диодор Сицилийский описывал многоуровневые сады высотой 22 м, снабженные машинами для подъема воды из ближайшей реки Евфрат.
Греческий историк Страбон упоминал о прекрасных четырехугольных садах с арочными сводами и лестницами для подъема людей и воды на самый верх. На укрепленных кирпичом склонах площадью 400 м2 рабы посадили деревья и цветы, сверху чудесный сад был защищен крышей. Можно понять, почему современников восхищали висячие сады Семирамиды. В Ираке, на засушливой земле древней Месопотамии, очень сложно создать большие по площади ухоженные зеленые насаждения. В исторических хрониках сады изображены красивыми и роскошными. Достичь такого совершенства было нелегко, эта территория с глубокой древности получает мало осадков. Сады были разрушены в результате нескольких землетрясений, происходивших спустя два века после правления Навуходоносора.
Статуя Зевса в Олимпии
Недолго просуществовал возведенный около 430-х годов до н. э. храм, для которого скульптором Фидием была создана статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, культовое сооружение, посвященное верховному богу, строили 10 лет на пожертвования населения. Святилище возвели из мрамора, укрепили массивной колоннадой из местного ракушечника. Внешние поверхности стен украшали барельефы, на которых скульпторы воссоздали мифы о 12-ти подвигах Геракла — мифического героя, сына верховного божества. В храм можно было попасть, пройдя через огромные бронзовые двери.
Значительную часть культового помещения занимала статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, этому божеству посвящали древние Олимпийские игры. Скульптура была создана не одновременно со строительством храма, но со временем стала наиболее грандиозной и самой великолепной частью храмового комплекса. Статуя Зевса работы Фидия покоилась на широком пьедестале, ее высота вместе с основанием составляла примерно 15 м. Верховный бог Олимпа восседал на троне, его накидка была позолочена, в отделке использована слоновая кость.
Опасение за сохранность статуи вынудило греков перевезти ее в Константинополь, но пожар уничтожил чудесное творение. Хотя памятник не сохранился, он остается в списке «Семь чудес света». Статуя Зевса изображена на картинах, есть ее модели, точно передающие глубину замысла скульптора, прославляющего древнее божество. В наше время можно только представлять себе истинное величие этого памятника, отношение греков к богу, которого они неустанно превозносили в своих храмах и жилищах.
Чудо Света в Эфесе
Строительство храма, посвященного греческой богине охоты и дикой природы, завершилось к 550 году до н. э. Эфесское чудо нередко относят к одному из наиболее знаменитых «долгостроев»: на его возведение ушло примерно 120 лет. Современники могли и не знать, что культовое сооружение войдет в список «Семь чудес света». Храм Артемиды (Дианы) в Эфесе представлял собой прекрасное мраморное здание. Строители украсили его стройными колоннами, покрыли деревянной крышей, на которую уложили плитку. В этом удивительном сооружении современников поражало гармоничное сочетание убранства внутренних помещений с внешним оформлением всего здания.
Храм, построенный из великолепного мрамора, был любимым сооружением из списка чудес для Антипатра из Сидона — составителя этого знаменитого перечня. Герострат — молодой грек — сжег храм Артемиды в Эфесе (в Турции). Произошло это событие летом 356 год до н. э. Варварский поступок был вызван огромным желанием прославиться в веках, достичь известности. Возмущенные горожане приговорили Герострата к смертной казни и запретили упоминание его имени. Храм Артемиды в Эфесе начали постепенно восстанавливать уже при турецких правителях, но античная святыня была снова разрушена, теперь уже готами. Вновь восстановленное строение окончательно снесла в 401 году разъяренная толпа религиозных фанатиков во главе с архиепископом Константинополя.
Родосский Колосс
Одно из самых узнаваемых древних чудес — Колосс Родосский в Греции. Своим появлением этот грандиозный монумент был обязан античным городам-государствам, существовавшим за 2 века до начала новой эры. Население и правители Родоса решили увековечить память о победоносной борьбе с Одноглазым Антигоной, отпраздновать снятие осады. Боевые машины были переплавлены в гигантскую статую покровителя Родоса — бога Гелиоса — высотой 30 м.
Точно не известно, когда началось строительство, в источниках древние авторы приводят разные даты. Историк античного времени Плиний спустя несколько веков писал, что Колосс сооружали 12 лет. Задание отлить бронзовое изваяние Гелиоса — бога Солнца — получили греческие скульпторы. Гигантский памятник был установлен на мысе, укреплен системой каменных блоков и железных прутьев.
Список «Семь чудес света» лишился одной достопримечательности после сильного землетрясения в Греции. Колосс не устоял перед мощью подземных толчков и был разрушен всего через 56 лет после своего триумфального появления в бухте Родоса. Падение изваяния незамедлительно прокомментировал Дельфийский оракул. Древний экстрасенс сказал, что жители Родоса прогневали бога Гелиоса. Правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении памятника, но ему отказали.
Великолепная усыпальница в Галикарнасе
Гигантская белая гробница была возведена для упокоения губернатора одной из провинций Персии — Мавсола — по приказу его супруги, проживавшей в Галикарнасе. Это территория современного курорта Бодрум на побережье Эгейского моря. Мавзолей в Галикарнасе в Турции возводили греческие скульпторы. Конструкция была высокой и богато украшенной внутри и снаружи. Венчала усыпальницу пирамида из 36 колонн. Супруга Мавсола не жалела средств на строительство надземной могилы, ее прах тоже должен был находиться в великолепном мавзолее.
В древнем мире по достоинству оценили роскошь усыпальницы в Галикарнасе. Архитектурное величие сооружения и его эстетические достоинства поразили не только греческих ученых и поэтов, но и полководца Антипатра. Сохранилось упоминание в исторических хрониках, что именно он предложил считать строение одним из чудес света. В XV веке усыпальница в Галикарнасе разрушилась после очередного землетрясения, а камни были использованы на постройки в Бодруме. Сейчас, когда речь идет о колоссальных расходах на погребение, вспоминают царя Мавсола, ставшего образцом показного богатства и роскоши.
Маяк на Фаросе
Александрийский маяк на острове Фарос был одним из самых высоких среди древних сооружений, а его основание достигало почти 400 м в длину. Это был первый маяк в истории, при строительстве которого применили многие известные на тот момент инновационные технологии. Греческий архитектор Сострат создал проект по распоряжению правителя Птолемея II в 304 году до н. э. Систему оповещения об опасности захода в бухту Александрии мимо острова Фарос в Средиземном море создавали поэтапно на протяжении более 20-ти лет. Маяк должен был предупреждать о подводных рифах Фароса, на котором он был построен.
Конструкция состояла из трех продолговатых мраморных башен, их общая высота могла составлять от 120 до 140 м. Последняя часть представляла собой цилиндр, на его вершине горел огонь. Изобретатели придумали способ получения направленного солнечного отражения с помощью зеркал, подававших сигнал днем. Ночью служители маяка по традиции разводили огонь. Если солнца днем не было, то моряков предупреждали столбом дыма. В течение нескольких веков конструкция считалась наиболее высокой искусственной постройкой.
Несколько землетрясений сильно повредили чудесный Александрийский маяк на Фаросе. Моряки, военные, торговцы и путешественники нуждались в том, чтобы он был восстановлен. Арабы, вторгшись в Египет, приступили к ремонту и довели высоту конструкции до 30 м. На этом строительные работы завершились, а в 1480 году на том же месте, из тех же стройматериалов был возведен форт. Маяк на Фаросе простоял в море без малого 1000 лет.
Список чудес — наследие мировой истории и культуры
Ученые полагают, что более полные и точные списки чудес света могли храниться в Александрийской библиотеке — важнейшем мировом собрании древних рукописей. Хранилище сильно пострадало во время пожара, вызванного вторжением в Александрию Юлия Цезаря. Почти 500 тысяч книг и свитков уничтожили языки огня. Исчез огромный пласт культурного наследия, от которого во многом зависели те пути, по которым пошла мировая история.
Семь чудес света — ценные памятники античного искусства и архитектуры. Это не только красивые достопримечательности, но и сложные строительные и технические решения. Каждое из творений было уникальным, выдающимся для своего времени. В ранг чудес древние строения и памятники возвели самые выдающиеся ученые, творцы, правители античного мира. Мало упоминается в различных источниках о том, что в список были внесены некоторые изменения, но оставались неизменными его суть и название. В перечень обязательно включали семь чудес, как это повелось со времен Геродота и Филона Византийского.
Из удивительных сооружений древнего мира сохранилась до наших дней лишь пирамида Хеопса, остальные пали под натиском варваров или стали жертвами природных катастроф. Никто не знает точно, как выглядели шесть чудес света. Все изображения являются плодом исторического поиска, реконструкций, фантазии историков и художников. Каждое поколение привносит что-то свое в понимание культурного феномена под названием «семь чудес света». У каждого из этих артефактов есть свой сайт в Интернете. Солидные научные труды посвящены исследованиям рукотворных чудес.
Роль мифологии в поддержании интереса к семи чудесам света
На протяжении 2,5 тысячелетий античный список главных достопримечательностей Старого Света будоражит умы исследователей, путешественников, обычных людей. Все минувшие века отношение к семи чудесам света было почти мистическим. Вызывает удивление, что древние авторы не проявляли особого желания расширить «топ-7», заменить в списке выбывшие достопримечательности новыми памятниками.
Исследователи античного мира утверждают, что отношение к чудесам из знаменитого списка всегда было почтительным. Считалось, что семь древних архитектурных сооружений и памятников заслуженно включены в короткий, но емкий список. Каждый участник этого исторического «хит-парада» превратился в национальную святыню, предмет поклонения и почитания.
Магия числа 7 в древности считалась божественной, иррациональной. Мифология и быт многих народов планеты связаны с этим количеством элементов в разных сферах жизнедеятельности. Например, в неделе — 7 дней. Объяснением может послужить строение Солнечной системы, вернее, то, как представляли небесную сферу в Древней Греции. Невооруженным глазом были видны Солнце, Луна и пять планет. Такие же имена были у античных богов (Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Меркурий).
Чудеса света: новая версия
Какие семь чудес света могли бы составить конкуренцию чудесным конструкциям, исчезнувшим с лица планеты? На основании онлайн-голосования был создан перечень других чудес света, которые сохранились, и на них можно полюбоваться воочию. Акцию организовала и провела на пороге третьего тысячелетия некоммерческая организация. Инициаторы этой грандиозной акции выдвинули несколько веских причин, которые побудили заняться составлением разных списков и сводов мировых достопримечательностей высочайшего уровня:
- традиционные древнейшие чудеса были расположены только в той части Старого Света, которая была знакома и покорилась эллинской культуре;
- в перечень не попали грандиозные сооружения на значительной части Азии, в Новом Свете и в других регионах;
- отбор в список производился по критериям, зависящим от представлений древних греков о чудесных памятниках;
- «за бортом» остались природные феномены, которые подчас превосходят своим величием рукотворные чудеса.
Определение победителей всего проекта было решено проводить отдельно среди памятников архитектурных и природных. Итоги также подводили дважды: в 2007-м и 2011-м годах. Жители двухсот государств приняли участие в онлайн-опросе. По его результатам были отобраны «фавориты» — достопримечательности, которые известны большинству жителей планеты. Речь идет о Великой Китайской стене, Тадж-Махале в Индии, сооружении Мачу-Пикчу в Перу на территории Южной Америки и других феноменах. Но Комитет ЮНЕСКО отреагировал на эту акцию заявлением, что всенародное голосование — это не тот метод, который нужно использовать для поиска чудес, способных заменить исчезнувшие в древности артефакты мировой истории и культуры.