Метрополитен-опера - музыкальный театр мирового значения в Линкольн-центре на Манхэттене в Нью-Йорке, открылся в 1880 году. В связи с многочисленными организационными вопросами первые спектакли были показаны в 1883-м.
Название "Метрополитен-опера" труднопроизносимое, а поскольку оно употребляется довольно часто, то в простом обращении принято говорить "Мет". Театр занимает первое место в мировом рейтинге оперных сцен, наряду с миланским "Ла Скала", лондонским Ковент-Гарденом и Большим театром в Москве. В концертном зале Метрополитен-оперы 3800 мест. Фойе театра больше похоже на зал музея изобразительных искусств благодаря бесценным фрескам Марка Шагала.
Руководство театра
Финансируется театр акционерным обществом "Метрополитен-опера хаус компани", который, в свою очередь, получает субсидии от крупных фирм, концернов, а также частных лиц. Все дела ведет генеральный директор Питер Гельб. Художественное руководство возложено на главного дирижера театра Джеймса Ливайна, помогают ему ведущий балетмейстер Йозеф Фриц и главный хормейстер Дональд Полумбо.
Регламент
Театральный сезон Метрополитен-оперы продолжается с сентября по апрель без выходных, с ежедневными спектаклями. Май и июнь - выездные гастроли. Весь июль посвящен благотворительности, театр проводит бесплатные выступления в нью-йоркских парках и скверах, собирая при этом огромное количество народа. Август уходит на организационные мероприятия и подготовку к следующему сезону.
Симфонический оркестр Метрополитен-оперы штатный, работает на постоянной основе, театральный хор также является постоянной частью концертных программ. Дирижеры и солисты приглашаются по контракту - или на весь сезон, или на отдельные спектакли. В отдельных случаях контракт заключается на несколько сезонов, как, например, это было с певицей Анной Нетребко, которая подписала договор сразу на пять лет.
Оперные арии в Метрополитен-опере исполняются только на языке оригинала. Репертуар составляется из шедевров мировой классики, в том числе из произведений русских композиторов, таких как Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков и многие другие.
Как начинался театр
Первоначально Метрополитен-опера располагался в одном из театров на Бродвее и был самой посещаемой площадкой оперного искусства. Однако в 1892 году в здании случился пожар, который надолго прервал выступления. Кое-как зал и сцену удалось восстановить, и коллектив продолжил работу. Метрополитен-опера, театр на Бродвее, становился все более популярным.
Переезд
В 1966 году на Манхэттене был открыт Линкольновский центр исполнительских искусств, которых собрал под своей крышей все ведущие театры Нью-Йорка, в том числе и такой, как Метрополитен-опера. Нью-Йоркский зрительный зал оказался удачным в плане акустики, и, что немаловажно, достаточно вместительным. Кроме основной сцены, предусмотрены еще три вспомогательные.
Уникальные фрески
Вестибюль Метрополитен-оперы впечатляет своим художественным оформлением. На стенах размещены монументальные фрески Марка Шагала. Руководство театра долго размышляло над проектом. Даже для такого обеспеченного театра, каким является Метрополитен-опера, подобные произведения искусства неподъемны по своей стоимости. Поэтому фрески великого художника были проданы частному лицу, но с условием, что они останутся на месте, в фойе театра.
Премьеры и постановки
Если вернуться к началу истории театра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, то первой премьерой стала опера Шарля Гуно "Фауст", которая состоялась 22 октября 1883 года. Затем была премьера "Девушка с запада" Джакомо Пуччини в декабре 1910-го. В 1918 году был сыгран триптих Пуччини "Джанни Скикки", "Плащ" и "Сестра Анжелика". В октябре 1958 года Метрополитен-опера представила публике "Ванессу" Барбара Сэмюэля, которая получила Пулитцеровскую премию как выдающаяся музыкальная премьера.
К середине ХХ века театр был уже на одном уровне с ведущими оперными сценами мира - "Ла Скала" и Венской оперой. Талантливые дирижеры того времени, Артуро Тосканини, Феликс Моттль, Малер Густав, способствовали успеху. Художественное руководство театра приглашало для участия в своих спектаклях самых известных певцов с мировым именем. В 1903 году в опере "Риголетто" дебютировал Энрико Карузо, исполнивший роль герцога Мантуанского. Великий тенор проработал в Метрополитен-опере до 1920 года. Карузо открыл несколько сезонов.
В 1948 году в театре впервые выступила величайшая оперная певица Мария Каллас, в опере Джузеппе Верди "Аида". В 1949-м последовала ария Брунгильды из "Валькирии" Рихарда Вагнера. Затем, уже в 1956 году, Каллас спела в опере "Норма" Беллини. От предложенной арии мадам Батерфляй в "Чио-Чио-сан" она отказалась по причине лишнего веса. Однако певица исполнила арию Эльвиры из "Пуритан" Беллини.
Год 1967 стал началом сотрудничества с самыми известными певцами мировой оперной сцены - Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. С Пласидо Доминго отношения сложились наилучшим образом, певец 21 раз открыл сезон в театре "Метрополитен-опера". Нью-Йоркская публика уже стала считать знаменитого тенора своим. А Лучано Паваротти, выступая на Манхэттене, стал рекордсменом по количеству оваций: однажды занавес поднимался на бис 165 раз! Этот факт был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Радиопередачи
Начиная с 1931 года, записи со спектаклей театра "Метрополитен-опера", трансляции целых сюжетов и отдельные фрагменты из постановок стали регулярными. Первой в эфир вышла опера "Гензель и Гретель". А с 2006 года театр на Манхэттене стал транслировать свои спектакли в прямом эфире.
Зал
Уникальный занавес Метрополитен-оперы весит больше полутонны, тяжелая плотная ткань расшита металлическими блестками. Специальное оборудование для перемещения и подъема занавеса изготовлено в немецкой мастерской "Герритс" в городе Умкирх.