Любое предприятие старается принимать решения, обеспечивающие ему максимальную прибыль, которая зависит от затрат на реализацию и производство продукции. Естественно, цена такой продукции – следствие взаимодействия предложения и спроса. Затраты – это фактор, который формирует себестоимость. Однако это не такое простое понятие, как может показаться. Итак, затраты – это что такое?
Проблемы терминологии
Затраты – это составляющая стоимости продукции. Они могут как возрастать, так и снижаться, что зависит от объема материальных и трудовых ресурсов, организации производства и уровня техники. Производитель может руководить снижением затрат. Необходимо понимать, что разницы между рассматриваемым понятием и такими терминами, как «расходы» и «издержки», которые часто приводятся в нормативных документах и экономической литературе, по сути-то, и нет.
Экономические издержки
Если внимательно посмотреть на эти понятия, то «издержка» применяется в основном в экономической теории и означает суммарные траты предприятия на выполнение некоторых операций. Сюда входят бухгалтерские, альтернативные и расчетные издержки. Расчетными издержками называются фактические траты, которые обусловлены расходованием различных экономических ресурсов во время производства и оборота товаров, продукции и услуг. Альтернативные (они же вмененные) – упущенная выгода предприятия, которое оно могло бы получить при производстве по другой (альтернативной) цене другого товара, который бы выпускался на альтернативном рынке.
Экономические затраты и расходы
Затрата – это фактическая и расчетная издержка определенного предприятия. Под расходами понимается увеличение долговых обязательств предприятия в процессе его деятельности, или же уменьшение собственных средств. Расход – это использование материала, услуг, сырья, которое признается в отчетах об убытках и прибылях как связь между затратами и непосредственными поступлениями по статьям дохода. В бухгалтерском учете доход должен соотноситься с таким пунктом, как затраты на продукцию.
Учет затрат
Данное понятие с точки зрения бухгалтерии рассматривается по некоторым пунктам, таким как отдельные счета: «Амортизация», «Расчеты по оплате», «Материалы», «Готовая продукция» и «Основное производство». Затрата – это несписанная на счета реализации составная часть отчета, которая накапливается на вышеприведенных счетах до тех пор, пока все связанные с ними товары и услуги не будут окончательно реализованы.
Показатель себестоимости продукции
Показатели деятельности любого предприятия не могут обойтись без такого параметра, как себестоимость продукции. Затраты труда, хозяйственной, финансовой и производственной деятельности отражаются именно в данном показателе. Уровень себестоимости влияет на размер прибыли, на рентабельность. Чем более экономично организация использует материальные, финансовые и трудовые ресурсы для выполнения работ, оказания услуг и изготовления изделий, тем будет выше эффективность процесса и больше прибыль.
Такие разные затраты
Из перечисления всех слагаемых, которые образуют себестоимость какой-либо продукции (услуг или работы), можно увидеть, что они не однородны ни по составу, ни по значению в процессе изготовления продукта, выполнения услуг и работ. Есть затраты на продукцию (на сырье, материалы, производство, оплату труда для рабочих и так далее). Есть – на управление и обслуживание (содержание администрации), на поддержание основных средств в работоспособном состоянии. Третьи же виды затраты – это те, которые не имеют непосредственного отношения к процессу производства, но все-таки включаются в стоимость готовых изделий, пусть и косвенно, и относятся к отчислениям на сырьевую и минеральную базу, на социальные нужды и прочее.
Организация учета
Для эффективной организации производства необходима обоснованная классификация затрат по разным признакам. Это позволяет анализировать и планировать издержки, выявлять соотношения между разными их видами и рассчитывать степень влияния на уровни рентабельности и себестоимости предприятия. Цель любой классификации затраты – это оказать помощь руководителю в принятии обоснованных и правильных решений, а также выделить часть, на которую можно и нужно повлиять.
Классификация по Друри
По мнению этого исследователя, затрата - это информация, которая накопилась из разных категорий: накладных расходов, рабочей силы и расходов на материалы. Затем Друри обобщил классификацию по направлению учета:
- Для оценки и калькуляции себестоимости изготовленной продукции.
- Для принятия решений управляющими и адекватного планирования.
- Для регулирования и контроля за процессом.
На сегодняшний день данная классификация ограничивает возможности управленческого учета, который призван помочь достижению намеченных целей предприятия. Именно поэтому стало необходимо разделить функции затрат по целям, задачам, методам, приемам и способам достижения.
Обобщенная классификация
Расчет затрат - очень важный момент для бухгалтерского учета, в ходе которого принимаются определенные решения по тактике и стратегии развития предприятия. В этих целях можно выделить такую классификацию:
- альтернативные и явные;
- нерелевантные и релевантные;
- неэффективные и эффективные.
Управленческие решения принимаются исходя из явных и неявных затрат. Явными называются предполагаемые расходы, которые перекладываются на предприятие на время его коммерческой и производственной деятельности. Альтернативная затрата – это отказ от одного вида товара в пользу иного (альтернативного). Если ограничений на ресурсы нет, то эти издержки будут равняться нулю, из-за чего их называют часто дополнительными. Релевантные затраты зависят от управленческих решений, рассматриваемых в данный момент, то есть тех, на которые можно повлиять. Эффективными называются такие траты, в которых доход получен от реализации продукции. Неэффективные же, соответственно, - убыточные. К ним относят потери на производстве, от брака, недостачи, простоев, порчи материально-товарных ценностей и прочее.