Пропаганду нельзя называть пропагандой, это ее сразу дезавуирует. Под этим словом понимается внушение широким массам мыслей и идей, предпочтительных для правящей верхушки любого общества.
Министерство истины
В одном из фантастических романов Дж. Оруэлла фигурирует Министерство правды. Вот именно так и должно называться ведомство, внушающее народу то, как оно должно думать. При этом ни социальное устройство государства, ни степень его авторитарности в наше время значения не имеют. Технология внушения имеет общечеловеческую психологическую основу, и наибольших успехов в ней добились как раз те страны, которые пытаются выглядеть самыми демократичными. Очень интересен вид агитации, получивший прозвище «сурковская пропаганда». "Твиттер" переполнен заметками и комментариями негодующий пользователей, возмущенных словами и действиями Владислава Суркова, помощника Президента РФ и идеолога «суверенной демократии». Чем же он так отличился перед властями и в чем его вина перед либерально настроенной общественностью?
Ашкеров и его книга
Самым масштабным и научным разоблачением прославился, благодаря своей одноименной книге, философ Андрей Ашкеров. «Сурковская пропаганда» стала темой его исследования в социально-культурологическом аспекте. При этом она выделяется в какое-то особое направление, имеющее остро очерченную российскую специфику. Общий смысл литературного труда состоит в том, что при создании общественного мнения используются какие-то особые технологии, в результате которых большая часть населения оказывается зомбированной массой, послушно голосующей за тоталитарное правительство и национального лидера. В книге проводится аналогия с советским агитпропом, активно использовавшим документальные источники для достижения нужного эффекта, делая это на грани искусства, фактически производя подбор хроники таким образом, что правда полностью улетучивалась. Действительно, приводя в нужном порядке подходящие картинки, можно внушить широким массам нужные мысли, но так ли уж уникальна в этом плане «сурковская пропаганда»?
Опыт советского агитпропа
Чем люди в среднем меньше читают, тем проще влиять на их сознание. К сожалению, в этом Россия постепенно приближается к «развитым западным демократиям», но технологии, разработанные для манипулирования общественным мнением, принятые там, у нас пока дают сбои. Во времена существования Союза агитпроп работал просто и надежно. Новости подавались в нужном аспекте, хроника тяжелой жизни заграничных рабочих и крестьян подтверждала общий тезис о преимуществах социализма. Именно тогда граждане СССР вообще и россияне в частности привыкли оценивать подаваемую им информацию критически. Поэтому рассчитывать на то, что «сурковская пропаганда», используя, в общем-то, старые советские технологии, будет эффективным инструментом воздействия на мышление масс, не приходилось. Требовалось что-то еще, новое, и желательно имеющее под собой реальную основу. И оно нашлось, причем за рубежами нашей родины.
Международная обстановка
Более чем за два десятилетия, прошедшие после краха коммунистической системы, сознание россиян претерпело существенные изменения. Эйфория, вызванная иллюзией всесильности демократических западных ценностей в их американском понимании, прошла. С 1991 года произошел целый ряд событий, давших четкое понимание того, что страны, считающие себя оплотом свобод, на международной арене ведут агрессивную политику, направленную на соблюдение лишь собственных экономических интересов, и не заботясь судьбой «освобожденных» ими народов. При этом СМИ в этих государствах настолько ограничены в высказывании альтернативных взглядов, что никакая «сурковская пропаганда» с ними сравниться не может. Вопреки очевидным фактам страны объявляются изгоями, против непокорных вводятся санкции, делаются выводы о виновности или правоте сторон без какого-либо анализа ситуации, из чего можно сделать логический вывод об ангажированном создании общественного мнения. В связи с этим вполне логичным видится стремление отгородиться от всего этого потока, создав свою собственную демократическую систему, которую В. Сурков обозначил словом «суверенная». За это мнение он и стал мишенью для либеральной критики.
Так в чем разница?
Нет сомнения в том, что А. Ашкеров очень старался, подбирая аргументы в пользу основной идеи своей книги «Сурковская пропаганда. Краткий курс». Усилия увенчались успехом, труд стал бестселлером, и по своей разоблачительной силе мало какое издание последних лет может сравниться с этим опусом. Смелые аналогии, применение «путинским агитпропом» технологий массового внедрения нужных мыслей на уровне подкорки головного мозга, прогрессивные методы, используемые «авторитарным режимом», - все это есть. Единственное слабое место книги состоит в том, что читателю так и не ясно после ее прочтения, чем именно отличается «сурковская пропаганда» от любой другой. Ведь если государство не будет вести собственной политической линии, в частности посредством СМИ, оно обречено на то, что умами его населения завладеют заграничные «кукловоды». К сожалению, примеры есть, и совсем недалеко за ними нужно ходить…