Что такое штиль: объяснение

Штиль - это особое состояние атмосферы, характеризующееся очень слабым ветром со скоростью не более 0,5 м/с. Во времена парусного флота штиль был опасным явлением, так как корабли не могли двигаться и экипаж страдал от нехватки провизии и воды.

В наши дни значение штиля не столь велико благодаря использованию моторных судов. Тем не менее, это атмосферное явление по-прежнему интересно с научной точки зрения и может создавать неудобства для малых судов.

Причины возникновения штиля

Штиль – это особое состояние атмосферы, характеризующееся полным затишьем или очень слабым ветром со скоростью не более 0,5 м/с. «Штиль» в переводе с нидерландского языка означает «тишина» или «спокойствие». Это явление чаще всего наблюдается в экваториальных широтах, в центральных частях тропических циклонов, а также в межгорных котловинах и замкнутых водоемах.

Причиной возникновения штиля является особое распределение атмосферного давления, при котором горизонтальный градиент давления близок к нулю. В таких условиях практически отсутствует горизонтальное движение воздуха.

  • В экваториальных широтах штили часто наблюдаются в зонах экваториальной депрессии, где воздух поднимается вверх.
  • В центральной части тропических циклонов (тайфунов и ураганов) возникает так называемый «глаз бури» - область штиля диаметром до 50 км.
  • В межгорных котловинах и озерах наблюдаются устойчивые штили из-за экранирующего влияния гор.
  • На больших высотах в тропосфере также часто возникают зоны штиля, поскольку горизонтальный перенос воздуха ослабевает с высотой.

Таким образом, возникновение штиля обусловлено особенностями циркуляции атмосферы, которые приводят к низким горизонтальным градиентам давления и практически полному отсутствию ветра в некоторых районах.

Объяснения причин безветренных погодных явлений

Штиль в эпоху парусного флота

В эпоху парусного флота штиль представлял большую опасность для мореплавателей. Отсутствие ветра означало, что корабль не мог двигаться под парусом и оставался неподвижным на открытом море. Экипажи страдали от нехватки провизии и пресной воды, а сами суда рисковали отклониться от курса из-за морских течений.

При длительном штиле портились запасы еды, быстро заканчивалась питьевая вода. Это грозило экипажам цингой и другими болезнями, а в крайних случаях - голодной смертью. Кроме того, без ветра корабли не могли маневрировать и уходить от опасностей в открытом море.

Многие произведения морской тематики упоминают штили как одну из главных опасностей для парусников. Этот мотив часто присутствует в морских песнях и легендах. Особенно тяжело переживали затяжные штили корабли, совершавшие дальние плаванья.

Таким образом, в эпоху паруса штиль сильно замедлял морские путешествия и угрожал жизни и здоровью моряков. С распространением паровых двигателей опасность штилей значительно снизилась, хотя полностью не исчезла и по сей день.

Значение штиля в современном мире

В наши дни большинство морских и речных судов оснащены двигателями, поэтому штиль уже не представляет для них такой опасности, как в прошлом. Тем не менее, это явление до сих пор может создавать определенные трудности.

Для современных парусных яхт, которые активно используются в спорте и туризме, штиль означает вынужденную остановку в плавании. Экипаж вынужден ждать появления ветра или использовать моторную тягу, если она есть на борту.

Крупные морские суда (танкеры, контейнеровозы) при штиле сильно сбавляют ход, чтобы экономить топливо. Для них важнее всего соблюдать график движения, а на ход влияют и морские течения.

Опасность штиль представляет для маломерных судов (шлюпки, катера), которые могут быть унесены течением в открытое море. Также штиль осложняет поисково-спасательные работы на воде.

В авиации штиль важен при взлете и посадке - слабый встречный ветер позволяет самолетам взлетать и садиться при меньшей длине полосы. Полное же безветрие затрудняет взлет из-за отсутствия подъемной силы.

Таким образом, несмотря на развитие техники, штиль до сих пор влияет на транспортную деятельность в море и в воздухе. Это природное явление требует особого внимания при планировании и осуществлении перевозок.

Современные корабли, сталкивающиеся с безветренными погодными условиями на море

Прогнозирование штиля

Для обеспечения безопасности мореплавания и авиаперевозок важно уметь заблаговременно предсказывать штили. Современные метеорологические службы используют различные методы прогноза этого явления.

Основой прогноза штиля являются карты приземного атмосферного давления и данные о ветровом поле на разных высотах. По ним определяют области с минимальным горизонтальным градиентом давления, где возможно возникновение затишья.

Важную роль играют спутниковые снимки облачности, позволяющие увидеть характерную бесформенную облачность при штиле. Также используются радиолокационные данные, подтверждающие отсутствие волнения на море.

Для уточнения прогноза применяют статистические модели атмосферной циркуляции и численное моделирование с использованием суперкомпьютеров. Модели позволяют заглянуть на несколько суток вперед.

Благодаря этим технологиям, современные прогнозы обеспечивают достаточно надежное предупреждение о штилях за 1-3 дня. Это помогает кораблям и самолетам заблаговременно подготовиться к изменениям погоды.

Таким образом, прогнозирование штилей сейчас достигло высокого уровня точности. Тем не менее, из-за хаотичности атмосферы остается вероятность непредвиденных затиший, особенно в малоизученных районах Мирового океана.

Штиль в литературе и искусстве

Образ штиля часто встречается в произведениях литературы и искусства, посвященных морской тематике. Затишье на море нередко приобретает символическое значение.

В художественной литературе штиль нередко становится испытанием для героев, метафорой бездействия и застоя. Так, в романе Джозефа Конрада «Теневая черта» молодой капитан переживает затяжное безветрие в океане, которое разрушает его планы и идеалы.

В поэзии образ неподвижного моря часто связан с темой скуки и томления. «И скучно, и грустно, и некому руку подать в печальной земли на просторе», - писал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус», описывая одинокий парус в мертвом штиле.

В живописи морские пейзажи при штиле передают ощущение зыбкого покоя и таинственности. Художники часто изображают неподвижную гладь воды, неразличимую грань между морем и небом, размытые очертания судов. Примеры можно найти в полотнах И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина.

В музыке штили чаще всего воплощаются в произведениях «морской» тематики. Яркий пример - опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко», где есть «Песня индийского гостя» о мертвом штиле в океане. Состояние безветрия передается замиранием музыкального движения.

В кинематографе сцены штиля символизируют наступление поворотного момента, затишье перед бурей. Так, в фильме «Властелин колец: Братство кольца» перед битвой в лесу штиль подчеркивает приближение роковых событий.

Таким образом, мотив штиля часто фигурирует в произведениях о море, олицетворяя состояние оцепенения, пассивного ожидания перемен или предвестник драматических событий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.