Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, а также в декоративно-прикладном и художественном творчестве.
Примеры фольклора обнаруживают себя во многих сферах современной человеческой жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежды.
Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере ежедневно.
Основные русские фольклорные жанры
Фольклор подразделяется на три вида, каждый из которых систематизирован соответственно своей субъективной и объективной направленности, а также способам художественного выражения.
Первым фольклорным типом является эпос, представляющий собой произведения, отражающие объективные оценки окружающего мира, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода - различные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.
Прозаический эпос разделяется на сказочную и несказочную прозу, к первой относятся сказки о животных и волшебстве, анекдоты; ко второй - былички, легенды и предания.
Второй тип - лирика, отражающая субъективные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разделены на обрядовые и необрядовые тексты по своему целевому предназначению.
Третий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к действительности через игровые действия. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.
Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций - поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.
Русский обрядовый фольклор
Он разделяется на календарный и семейный. Календарный тип представляет собой огромный пласт традиционных практических ритуалов и верований, призванных помочь человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у русского человека неделю.
Примеры фольклора, ориентированного на семейный обрядовый тип, - причитания, заговорные песни, гадания, а также магические ритуальные действия, направленные на привлечение будущих супругов и любви. Любое действие, касавшееся свадьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных элементов - рукобитьем, сговором, сватовством и прочими.
Особенности фольклорного театра
Примеры русского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи разделяют драматическое народное творчество по его временным эволюционным этапам на дотеатральное и театральное.
Яркие примеры русского фольклора можно увидеть в календарных обрядах и игрищах, например, в процессах ряжения, изготовления кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также присутствуют в семейных свадебных обрядах, например, в выкупе невесты или отыгрывании подругами её роли.
Театральные формы народного искусства развились в России только к середине 17 века. Это, собственно, драматическое театральное творчество в его современном понимании.
К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов - комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.
Характеристика фольклорной поэзии
Поэтические произведения фольклора, примеры которых многочисленны, включены в российскую школьную программу по литературе и родной речи. Такими народными произведениями являются былины, духовные стихи, исторические песни, литературные басни, баллады, частушки и детские стихотворные песни. Все эти примеры фольклора устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу народной идеологии и мифологии. Например, в былинах описывается образ народного героя, в исторической песне раскрываются его стратегические и тактические таланты; частушки и детские песни формируют чувство юмора и ситуационную находчивость; в баснях в игровой и шуточной форме высмеиваются отрицательные качества героев.
Сказочная фольклорная проза
Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и повествующей о вымышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий - сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небылицы, анекдоты и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него обратно.
Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу субъективного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки "Колобок" и "Репка", "Лиса и Журавль", "Кот, петух и лиса", "Лиса и волк". Среди сказок о нечистой силе можно вспомнить "Гуси-лебеди", "Кощей Бессмертный".
Сказки, где главный герой - волшебник, с участием волшебных животных или предметов, - это, например, "Финист Ясен Сокол", "Иван Царевич и Серый Волк", "По щучьему веленью". Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке - говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.
Фольклорная проза - ключ к русской демонологии
Второй пласт фольклорный прозы - несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил - ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.
Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.
В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых - здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.
Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны - это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.
Современный российский фольклор
Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.
Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.
Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.
Современный городской фольклор
Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.
Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил ("Пиковой Дамы" гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.
Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.
Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет - это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.
Литературный фольклор - от летописей до современности
Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.
Примеры фольклора в "Слове о полку Игореве" заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры - Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.
В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.
Примеры фольклора в поэме "Кому на Руси жить хорошо" исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки ("хвали траву в стогу, а барина - в гробу"), обращение к народным приметам (глава "Крестьянка", где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она "...Рубаху чистую Надела в Рождество..."), а также вставки в текст народных русских песен ("Барщинная", "Голодная") и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).
Малые фольклорные жанры
Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.
Первые в жизни человека фольклорные жанры
Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.
Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.
Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.
Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.