Содержание и персонажи «Мадам Баттерфляй» Пуччини. О чем опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй»

Часто бывает так, что хорошее литературное произведение умирает, только что родившись. Но иногда продолжает жить не одно столетие, находя все новые и новые способы реализации: в кино, музыке, театре. Так случилось и с небольшой новеллой американца Дж. Л. Лонга. Персонажи «Мадам Баттерфляй» оказались настолько живучими, что с достоинством вынесли проверку временем.

С чего начиналась история

В конце XIX и начале XX века миром правила мода на все восточное, поэтому небольшая новелла, созданная и опубликованная в журнале американским писателем Дж. Л. Лонгом, пришлась по вкусу не только читателям, но и драматургу Давиду Беласко. Он написал по мотивам этого небольшого произведения пьесу «Гейша», которой заинтересовалась труппа Театра принца Йоркского в Лондоне.

джакомо пуччини

Поставленный спектакль пользовался успехом у зрителей, поэтому именно его для просмотра выбрал итальянский оперный композитор Джакомо Пуччини. «Мадам Баттерфляй» (впрочем, тогда еще пьеса называлась «Гейша») настолько понравилась гению музыки, искавшему сюжет для своего очередного произведения, что он тут же взялся за реализацию идеи.

Затянувшаяся мечта

Взволнованный историей, Джакомо Пуччини обратился к лучшим либреттистам того времени, которыми считались Л. Иллика и Дж. Джакоза. Им идея тоже понравилась, правда, конечный результат заставил себя ждать. Виноват в этом был сам композитор, который довольно часто уезжал то на гастроли, то на репетиции не только в разные города Италии, но и в заграничные вояжи.

Не способствовала быстрому написанию музыки и еще одна страсть Дж. Пуччини – автомобили. Покупка машины превратила горячего итальянца в заправского гонщика, который колесил, не следя за скоростью, по дорогам страны. Однако авария, в которую он попал в самый разгар работы над оперой, немного охладила его пыл. Сломанная нога стала серьезным аргументом, чтобы вести себя за рулем намного аккуратнее. Но, несмотря на задержки, в 1903 году либретто оперы «Мадам Баттерфляй» было готово.

пуччини мадам баттерфляй

Чтобы сделать свое произведение максимально правдивым, композитор изучал японскую культуру и был частым гостем в Римском доме посла Японии. Его жена, госпожа Окияма, с удовольствием исполняла старинные национальные мелодии.

Неудавшаяся премьера

17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» на суд зрителей было представлено детище Пуччини. Главную партию исполняла Розина Строкио (сопрано). Компанию ей составил тенор Джованни Дзенателло (лейтенант Пинкертон). Несмотря на то что персонажи «Мадам Баттерфляй» были яркими и реалистичными, публика оказалась на удивление неблагодарной, освистав премьеру. А на второй день газетные полосы запестрили разгромными статьями критиков.

персонажи мадам баттерфляй

Композитор был подавлен, однако отказывался признать свою идею неудавшейся. Он верил, что его опера будет успешной, написав в послании К. Бенди: «В конце концов Вы увидите – победа будет за мной!» Джакомо Пуччини прислушивается к советам друзей и критиков. Он убирает некоторые сцены, разделяет второй акт на два отдельных действия и приглашает на главную роль украинскую оперную диву Соломию Крушельницкую. Либретто «Мадам Баттерфляй» заиграло новыми красками. Публика, собравшаяся в театре «Гранде» (Брешиа) 28 мая 1904 года, с восторгом встретила произведение. Композитора не единожды вызывали на поклон.

Трагедия влюбленной женщины

Действие оперы развивается на рубеже XIX и ХХ веков в Нагасаки. Эта история о том, как юная гейша Чио-Чио-сан, которую за красоту и грациозность прозвали «Баттерфляй» (бабочкой), влюбилась в лейтенанта американского флота Пинкертона. Ее чувство было настолько сильным, что вопреки традициям своего народа она выходит за него замуж. Правда, глупая Бабочка даже не догадывается о том, что для ее избранника этот брак лишь развлечение, он не воспринимает его серьезно.

мадам баттерфляй содержание

История Мадам Баттерфляй – это трагедия соприкосновения двух миров: западного и восточного, мужского и женского. Цивилизованный человек на самом деле оказался варваром, который не считает произнесенные слова обета священными, поэтому с легкостью их нарушает. А вот для носительницы древних традиций (которые западному человеку кажутся достаточно дикими) слова «союз», «верность», «любовь» весят больше, чем жизнь. Именно поэтому искренние чувства обернулись для нее трагедией.

Главные персонажи «Мадам Баттерфляй»

  • Чио-Чио-сан – красивая женщина Востока. Она является представительницей древней профессии в Японии – гейшей. Но, несмотря на кажущуюся хрупкость, Баттерфляй проявила невиданную стойкость, следуя своим принципам до конца.
  • Лейтенант Бенджамин Пинкертон – американский моряк, который, не задумываясь, согласился на брак с японской красавицей, но воспринимал его как приятное дополнение к службе. Его чувства не были глубокими, именно поэтому он с легкостью расторгнул союз, чтобы жениться на соотечественнице.
  • Шарплесс – американский консул. Это порядочный человек старшего возраста, который с первого дня знакомства переживал за Мадам Бабочку и надеялся, что Пинкертон ее не обидит. Характер у него мягкий, веселый. Взгляды лейтенанта на жизнь кажутся ему достаточно поверхностными.
  • Сузуки – верная служанка Баттерфляй. Отличается живым нравом и непомерной разговорчивостью, которая раздражает Пинкертона. Пыталась спасти госпожу от самоубийства, но ей это не удалось.
  • Горо – местный сват. Именно он нашел для лейтенанта «временную жену», а после пытается свести Баттерфляй с принцем, но получает решительный отказ.

Это ключевые герои оперы «Мадам Баттерфляй», содержание которой сосредоточено на их переживаниях. К персонажам, появляющимся на сцене нечасто, можно отнести: дядю Бонза (проклинает Баттерфляй за ее желание изменить религию предков), принца Ямадори (просит руки Чио-Чио-сан после предательства Пинкертона), Долоре (сын лейтенанта и гейши), Кейт (жена Бенджамина).

Опера «Мадам Баттерфляй». Содержание первого акта

Действие происходит в новом доме Лейтенанта Пинкертона, который он взял в аренду. Бенджамин полностью доволен жизнью: он только что женился на очаровательной японской гейше. Не обремененный моральными принципами, он посмеивается над предостережениями консула Шарплесса: не разбить сердце девушки.

Дальше следует знакомство жениха и невесты. Чио-Чио-сан рассказывает лейтенанту о себе, о своем кимоно, в рукаве которого она носит «души предков», признается избраннику в любви и обещает ради него изменить религию.

история мадам баттерфляй

Брачный обряд прерывается визитом дяди Баттерфляй, который проклинает племянницу за то, что она готова отказаться от веры предков из-за мужчины. Свадьба безнадежно испорчена, все гости и родственники невесты удаляются. Расстроенная новоиспеченная жена успокаивается лишь в объятьях супруга.

Второй акт. Действие первое

Прошло три года. Пинкертон бросил свою Мадам Баттерфляй. Содержание первого действия полностью сконцентрировано на главной героине. Служанка Сузуки пытается убедить госпожу, что супруг бросил ее навсегда. Обида Чио-Чио-сан выливается знаменитой арией «В ясный день желанный», в которой звучит надежда, что любимый вернется.

опера мадам баттерфляй содержание

Консул Шарплесс приходит в дом Бабочки с письмом, в котором говорится о том, что Бенджамин женился в Америке. Их разговор прерывает появление Горо и принца Ямадори, который хочет взять Баттерфляй в жены. Получив отказ, визитеры удаляются. Шарплесс советует принять предложение принца и сообщает, что Пинкертон женился. Первая мысль женщины – самоубийство, но она берет себя в руки и просит консула сообщить мужу о сыне.

Через какое-то время в гавань входит американский корабль. Чио-Чио-сан знает, что на нем – любимый. Она наряжается, украшает дом и ждет его, однако ни вечером, ни ночью он не появляется.

Действие второе

Персонажи «Мадам Баттерфляй» в заключительной части оперы получились очень эмоциональными. Пинкертон и Шарплесс пришли с визитом к Чио-Чио-сан. Жена Бенджамина осталась в саду. Служанка первая обо всем догадалась, и лейтенант, видя ее слезы, убегает, чтобы не участвовать в сцене.

либретто мадам баттерфляй

Вошедшая Баттерфляй моментально все поняла. Консул говорит ей, что законная жена Пинкертона согласна взять на воспитание их ребенка. Бабочка понимает, что выхода нет, и просит мужа прийти через час за ребенком. Этого времени ей хватит, чтобы покончить с собой.

Во время подготовительной молитвы госпожи служанка вталкивает сына в комнату, надеясь, что это остановит ее. Вручив ребенку игрушку и завязав ему глаза, Чио-Чио-сан закалывает себя за ширмой. Когда в комнате появились Пинкертон и Шарплесс, у несчастной Бабочки сил хватило только на то, чтобы указать рукой на их сына.

Бессмертие оперы

Это произведение стало главным детищем Дж. Пуччини. «Мадам Баттерфляй» была по достоинству оценена не только итальянской публикой, но и зарубежными поклонниками музыки. Не было ни одной провальной постановки оперы. Композитор оказался абсолютно прав, когда решил вдохнуть вторую жизнь в свое детище, изменив его структуру и пригласив для исполнения главной партии несравненную Соломию Крушельницкую.

Жители Франции, Англии, России, США, Аргентины и многих других стран до сих пор с удовольствием идут в театр, видя на афишах название оперы. Они сопереживают несчастной Чио-Чио-сан, злятся на Пинкертона, волнуются за судьбу малыша. Каждая оперная певица считает за честь исполнить партию легендарной японской Бабочки, которую погубила любовь к недостойному человеку.

Джакомо Пуччини создал настоящий шедевр, который обрел бессмертие на театральной сцене. «Мадам Баттерфляй» до сих пор считается одной из лучших опер в мире.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.