История Древнего мира полна интереснейших вопросов и даже загадок. Скорее всего, мы уже никогда точно не узнаем, сколько же великих цивилизаций так и не смогли родиться, будучи задавленными своими соседями, более сильными и удачливыми в военном и экономическом плане. Но некоторым из народов удалось «выбиться в люди». Порой этому способствовал крах или ослабление могучих соседей.
Такими были касситы, когда-то вышедшие из состава обычных горных племен, такими когда-то являлись и финикийцы, прозябавшие под достаточно жестким управлением египтян. Но все когда-нибудь заканчивается, и Египет начал ослабевать. Вскоре после этого как города финикийцев, так и весь их народ, начали быстро развиваться и процветать.Кем они были?
Современники так описывали этот народ: «Они были удивительными людьми, одинаково легко управлявшимися как с мирными, так и с военными делами. Они изобрели свою письменность, достигли небывалых успехов в политике, государственном управлении и мореходстве. Финикийцы были и есть торговцами от Бога».
Ознакомившись с информацией, предоставленной современными антропологами, мы даже можем представить внешний вид этих людей. Как и многие народы той эпохи, они не отличались богатырской статью. Мужчины редко были выше 1,63 метров, женщины – 1,57 метров. Судя по оставшимся изображениям, у людей были узкие, чуть вытянутые лица, миндалевидные глаза, курчавые волосы и короткий, прямой нос.
Одежда финикийцев была яркой и пестрой. Так, египтяне писали, что в толпе граждан фараона пришельцы эти выделялись, словно «бабочки на овечьем руне». Мужчины и женщины в Финикии одинаково любили изящные ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней.
Основные финикийские полисы
Как только Египет начал сдавать позиции в политическом и военном плане, Тир, Сидон, Библ, Арвад и некоторые другие полисы сразу же заявляют о своей независимости. И в этом не было совершенно ничего удивительного. Дело в том, что не только города финикийцев, но и все прочие крупные поселения в то время были фактически автономными государствами.
Нередко там имелся «личный» царь, своя вера и свое духовенство, собственная армия, вооружаемая собственными же ремесленниками. О земледельцах и говорить не приходится! Им куда больше импонировала идея платить подати только в один карман, а не в несколько. К этой идее быстрее прочих пришел Тир. Город быстро стал совершенно независимым, хотя некоторое время и подчинялся формально Сидону.Возвышение Тира
В то время первым среди равных был именно этот город, но его время быстро подошло к концу. Страшный набег «народов моря» не оставил от некогда величественного поселения камня на камне, после чего города финикийцев стали прислушиваться к мнению Тира. Последний в то время как раз достиг своего пика развития. На троне тогда сидел царь Хирам I.
Во многих источниках имеются свидетельства того, что он был современником великого Соломона, царя иудейского (около 950 г. до н. э.). Хирам начал свои свершения с того, что сделал массивную искусственную насыпь вокруг города, едва ли не вдвое увеличив его территорию. Царю сопутствовала удача: вскоре его старатели отрыли в этих местах хороший родник с пресной водой, так что Тир превратился в практически неприступную твердыню. Известны также достижения финикийцев того времени в ирригационном деле.
Благодаря продуманным системам орошения и задаткам селекции, они могли полностью обеспечивать себя продовольствием. В те времена это было невероятным прогрессом в развитии государства.
Появление Карфагена
Неудивительно, что город очень скоро завязал прочные торговые отношения со всеми своими соседями. Скорее всего, именно Хирам начал колонизацию современного Туниса. Это предположение базируется на том, что его наследники заложили там Карфаген, причем сама местность им была прекрасно знакома, так как строители сразу выбрали оптимальное место для нового полиса. Были основаны некоторые мелкие колонии финикийцев, сведения о которых до нашего времени не дошли.Предание гласит, что его закладка произошла в 814 г. до н. э. Вскоре финикийцы активно торговали с Месопотамией и народами, заселявшими долину Нила. Кроме того, они постепенно прочно осели в тех районах, из которых можно было контролировать подходы к Средиземному морю. Все это привело к тому, что из всех городов этого государства свое значение в течение долгого времени сохранял именно Карфаген. История донесла нас сведения о величественном Ганнибале и о его борьбе с Римом.
На чем основывалось богатство полисов?
Чтобы привлекать новых людей (военных, в частности), цари городов жаловали за верную службу земли. Внутри сельской общины также существовала определенная земельная собственность, которая распределялась между ее членами в зависимости от заслуг и влиятельности конкретного человека. Впрочем, к тому времени собственное сельскохозяйственное производство только кормило Финикию, но на торговые прибыли влияния оказывало мало.
Куда больше денег города финикийцев имели, разрабатывая месторождения ценных металлов в горах Ливана. Кроме того, там росло немало ценнейших видов деревьев, древесина которых быстро стала важнейшим предметом экспорта. Любили иностранные купцы финикийскую шерсть, выкрашенную пурпуром, секрет которого знали только ученые Тира. Начиная с VIII — VII вв. до н. э. все большее значение приобретает изготовление утонченных и изысканных стеклянных изделий, которые также пользовались огромным спросом у чужеземных торговцев.
Расширение морской торговли
После того как Египет окончательно распался, Тир и прочие города начали богатеть с удивительной скоростью. Практически все колонии финикийцев быстро разрастались, многие из них впоследствии стали самостоятельными государствами. Они быстро захватили в свои руки все торговые каналы египтян, и процесс обогащения пошел еще быстрее.
Чем торговали финикийцы?
Следует понимать, что Финикия в древности богатела не столько из-за продажи производимых на ее территории товаров. Прежде всего ее благосостояние росло за счет перепродажи предметов роскоши и редких изделий (ювелирных, в частности). Кроме того, жители этой страны были не только прекрасными моряками, но и отчаянными пиратами. Все награбленное зачастую вполне официально сдавалось в финикийских городах, за что древние «каперы» получали приличный куш.Помня, что финикийцы – мореплаватели от рождения, соседние страны не осмеливались их задирать, так как военный флот государства мог доставить много проблем обидчикам. В то же время, «слава» этого народа была такова, что даже злейшие враги могли на время забыть свои распри, чтобы совместными силами утопить парочку их кораблей. Финикийцы об это знали, а потому не брезговали совершать дерзкие морские набеги на прибрежные поселения, поголовно уводя населявших их людей в неволю.
Неудивительно, что одной из основных статей доходов морской торговли того же Тира были рабы. Имеются сведения, что Финикия в древности была одним из тех уникальных государств, в которых цари полисов могли ссужать немалые суммы обычным гражданам. Делалось это не ради альтруизма, а с целью развития «предпринимательства»: человек получал от государства деньги, на которые мог приобрести только корабль и запасы товаров на первое время. Залогом лояльности становилась семья «одариваемого». Проще говоря, мухлевать с деньгами было не в интересах граждан.
Сухопутные пути финикийцы осваивали далеко не так споро. Но все изменилось приблизительно в первом тысячелетии до н. э, когда люди смогли приручить верблюдов. Народ прожженных торговцев не мог упустить столь уникальной возможности, а потому освоение той же Сирии началось моментально.
Некоторые уточнения
Можно подумать, что Финикия в древности была просто филиалом рая на земле, где свободные граждане страны могли свободно торговать и зарабатывать. Все было не так просто. Да, постоянно развивающаяся торговля приносила государству гигантские прибыли, причем практически любой свободный человек мог открыть свое дело.
Но значительное количество рабов, без которых не могла функционировать финикийская торговля, постоянно увеличивающееся количество обездоленных должников и представителей обанкротившихся семейств постепенно превращалось в настоящую бомбу, на которой и «взорвалась» впоследствии древняя Финикия.
Работорговля и классовая борьба
В Древнем мире у этой страны была нехорошая слава, возникшая именно из-за пристрастия ее народа к работорговле. Огромное количество «живого товара» продавалось в другие страны, но и сама древняя Финикия крайне нуждалась в этих людях: мастерские и стапели кораблестроительных верфей, каменоломни и виноградники, строительство дорог и выращивание овец… Словом, без рабского труда всей государственной экономике тут же настал бы конец.Все достижения финикийцев, особенно в области строения качественных дорог и грандиозных храмов, базировались именно на работе невольников. Впрочем, была у этого явления и обратная сторона, которая нередко была крайне неприятна и даже смертельно опасна для самих «властителей мира».
Практически все современники свидетельствуют, что в стране шла напряженная и постоянно обострявшаяся классовая борьба. Так, греки неоднократно писали о грандиозном рабском восстании в Тире, к которым примкнули тысячи малоимущих граждан. Руководство восстанием приписывается некоему Абдастрату (Старатону). Как ни странно, но грандиозное побоище, случившееся приблизительно в IX веке до нашей эры, окончилось полной и безоговорочной победой рабов.
Греческие историки свидетельствуют, что все мужчины «привилегированных» классов были безжалостно вырезаны, а их женщины распределены между представителями восставших, населявших Тир. Город полностью обезлюдел на долгое время.
Парадоксы внутренней политики и постепенное угасание
Вообще, в греческих текстах исторической тематики едва ли не повсеместно сообщается о каких-то загадочных “финикийских несчастиях”. Очень может быть, все это – отголоски грандиозного восстания рабов, которое охватило все города, в том числе и великий Карфаген. История, тем не менее, ничему не научила правящий класс. Никакого смягчения по отношению к рабам не предвиделось, а государство и не думало как-то «диверсифицировать» свою зависимость от их труда.
Все это впоследствии привело к тому, что история финикийцев закончилась печально, и некогда великое государство, ослабленное постоянными распрями и внутренними неурядицами, попросту растащили сильные соседи.
Несмотря на это, все современники отзывались о них с глубочайшим изумлением. Греков и римлян удивляло, как финикийцы, карта мира которых была самой подробной на то время, сумев покорить множество народов, так и не смогли организовать хоть какого-то подобия государства. «Властвуя над миром, они не могут повелевать у себя дома», - так говорили об этом народе. Торговцы, отчаянные и предприимчивые путешественники, они стали едва ли не первыми людьми во всей Истории человечества, которые создали свою Империю не огнем и мечом, а убеждением, хитростью, умом и золотом.
Новое возвышение Сидона
Так, из-за политических дрязг, интриг и восстаний рабов свое значение в конце концов теряет Тир. «Бразды правления» тут же перехватывает (в конце IX века до нашей эры) полностью восстановленный к тому времени Сидон (нынешний город Сайда в Ливане). В те годы этот полис восстановил утраченное значение, обзавелся мощным флотом и армией, а потому мог диктовать свои условия соседям.Историки считают, что древние финикийцы возвели его приблизительно в IV веке до нашей эры. Уже во втором тысячелетии Сидон достаточно окреп для ожесточенной борьбы с Тиром в регионе. В начале первого тысячелетия до нашей эры граждане именно этого города-полиса принимали самое деятельное участие в финикийской колонизации, которая волной прошлась по всему Западному Средиземноморью. Впрочем, вскоре он попал в сильную зависимость от усилившегося к тому времени Тира.
В 677 г. до Рождества Христова город был захвачен ассирийскими войсками, которые его полностью разрушили. Впрочем, уже через десятилетие он был полностью восстановлен. Приблизительно в начале VI века до нашей эры Сидон был поглощен Персидской державой, в которой царила династия Ахеменидов.
Конец эпохи
Вскоре и прочие города финикийцев полностью лишаются своей независимости. Уже в середине VI века до нашей эры неугомонные ассирийцы все чаще стали появляться под их стенами. Несмотря на сохранявшееся экономическое могущество, все полисы, за исключением гордого Тира, быстро покоряются власти Ассирии.
Не стоит забывать, что в конце VII века до нашей эры свое былое могущество стал отвоевывать Египет, а потому немалое количество городов бывшей Финикии входят в его состав. Наконец, в те века быстро стала матереть и развиваться Персидская империя, которая поставила окончательную точку в истории государства моряков, торговцев живым товаром и первопроходцев.
Впрочем, самим финикийцам до этого дел не было: их города сохранили свое самоуправление, а торговля стала еще выгоднее за счет защиты и протекции персов. Финикийский же флот вошел в состав персидской флотилии на правах наиболее сильной и уважаемой единицы последнего.
Послесловие
Народ этот еще долго напоминал о себе. Так, язык и традиции финикийцев сохранялись во многих регионах Средиземноморья едва ли не до конца Средних веков. Только жестокие арабские завоевания окончательно положили конец развитой древней культуре.За последние несколько десятков лет мы значительно продвинулись в изучении письменности и языка древнего народа. Множество новых надписей открываются ежегодно... Археологи предполагают, что глубокое изучение финикийского наследия может открыть нам множество тайн Древнего мира.