Нравы и обычаи народов Урала хорошо знал и описывал в своих произведениях Павел Петрович Бажов. "Голубая змейка" (краткое содержание сказа будет представлено ниже) относится к той же группе произведений, что и "Серебряное копытце", "Огневушка-Поскакушка". Нужно отметить, что именно Павел Бажов одним из первых среди писателей занялся литературной обработкой уральских сказов.
Из истории создания "Голубой змейки"
По своему объему произведение не является большим. Несмотря на это, автором было затрачено немало времени на его создание. Около двух лет работал над сказом П. П. Бажов. "Голубая змейка" появилась в печати в 1945 году, а началом работы над произведением принято считать 1943 год.
Этот факт говорит о творческой взыскательности писателя. Глубокий смысл, заложенный в этом коротком произведении, позволяет включать его в круг чтения детей и взрослых. Однако предлагая сказ для чтения детям, необходимо совместно с ними обсудить события, описанные в повествовании, и помочь понять поступки героев сказа. Недостаточный жизненный опыт маленьких читателей может затруднить осознание главной идеи сказки.
Главные персонажи произведения
Простые рабочие промышленных поселков Урала, члены их семей чаще всего становились действующими лицами историй, которые описывал в своих произведениях Бажов. "Голубая змейка", главные герои которой - два маленьких мальчика, не является исключением.
Родители у Ланко Пужанко и Лейко Шапочки жили по соседству, а сами ребята были друзьями не разлей вода. С ними-то и происходят все события, описанные в произведении. Голубая Змейка - это сказочное существо, заинтересовавшее мальчиков задолго до встречи с ним. Эта героиня помогла друзьям задуматься о смысле жизни, она обогатила внутренний мир каждого из них.
Бажов, "Голубая змейка". Краткое содержание сказки
На протяжении всего произведения читатели следят за событиями, участниками которых являются два маленьких мальчика. Их жизнь наполнена самыми разными делами, главные из которых - это игры и развлечения.
Но бывали и такие моменты, когда друзьям было не до игр, а приходилось отвечать за совершенные поступки. Одним из них была шутка, которую они решили разыграть с Марьюшкой - старшей сестрой Лейко Шапочки. Девушка очень обиделась на мальчишек и, решив отомстить за злую шутку, пожелала им встречи с Голубой Змейкой. В тех краях это считалось самым жестоким проклятьем. По словам взрослых, еще никто после такой встречи не был счастлив. Скорее, наоборот - люди становились врагами друг другу, теряли все, что у них было, совершали самые тяжкие грехи или умирали. Узнав об этом, друзья очень перепугались и какое-то время даже боялись думать о необычном существе. Но мальчишеское любопытство взяло верх, и однажды дети "вызвали" Голубую Змейку, чтобы познакомиться с ней. При встрече со сказочным существом мальчики удостоверились в необычности - ступала Змейка легко, из левого рукава ее одежды черная струйка бежала, а из правого - золотая сыпалась. Каждый, кто повстречался с ней, мог стать или богачом, или несчастным человеком, так как черная пыль - это беда, а золотая - богатство. О беспристрастном отношении волшебной героини сказа к обычным людям в ходе повествования не один раз упоминает Павел Бажов. "Голубая змейка", краткое содержание которой приведено в этой части статьи, появилась из-под пера писателя, чтобы напомнить читателям, что люди, имеющие чистые помыслы, всегда бывают вознаграждены за это. Мальчикам удалось доказать, что дружба их бескорыстна, они глубоко раскаиваются в поступке, совершенном по отношению к Марьюшке, им хочется видеть свои семьи благополучными и счастливыми. Все это волшебница оценила и сполна вознаградила детей.Главная мысль произведения
Взрослый читатель без труда поймет идею, которую заложил в сказке Павел Петрович Бажов. "Голубая змейка", краткое содержание которой мы приводим, устами и поступками сказочной героини призывает людей быть бескорыстными по отношению друг к другу. Умение понимать другого человека, прислушиваться к его желаниям тоже очень ценное качество для людей. Взрослые также понимают, Голубая Змейка - это не что иное, как судьба или фортуна.
Юным читателям необходимо помочь понять эти мысли. Ведь в жизни случается так, что люди бывают вознаграждены именно за добро, истинную любовь и понимание. Кроме всего этого, Бажов показывает, что налаживание человеческих взаимоотношений - это самое сложное испытание, которое предстоит каждому в жизни. Детей к преодолению жизненных трудностей лучше всего готовить, рассматривая поступки героев сказок или других произведений.
Как знакомить читателей со сказами Бажова
Имея своеобразный язык и манеру изложения событий, сказы не являются легкими произведениями для детского восприятия. Но их глубокий смысл должен быть доведен до понимания ребят. Именно этого желал Павел Бажов. "Голубая змейка", краткий пересказ которой изложен выше, как и многие другие произведения писателя, находит своих поклонников в детской аудитории благодаря тому, что по мотивам этих историй сегодня созданы мультипликационные фильмы, диафильмы.
Кроме того, изданы книги сказов Бажова, содержащие большое количество ярких красочных иллюстраций. Эти приемы значительно помогают маленьким читателям облегчить процесс восприятия произведений, которые создал Бажов. Голубая Змейка, картинки которой видят дети в диафильме, на иллюстрациях в книге, становится близка и понятна. Перед ними встает образ русской красавицы. Кому-то он напоминает маму, бабушку или старшую сестру. Каждая из этих женщин может быть одновременно строга и добра по отношению к ребенку. Но авторы иллюстраций не забывают напомнить детям и то, о чем говорил Бажов. Голубая Змейка (пересказ произведения подтверждает это) является сверхъестественным существом, способным принести людям беду и несчастье. Именно поэтому относиться к ней надо с особой осторожностью.
Сказы Бажова в школьной программе
Поучительный смысл произведений, образный язык сказов позволяют широко использовать их на уроках литературы и русского языка. Подробный анализ под руководством педагогов позволяет научиться школьникам видеть иносказательный смысл сказов, что расширяет кругозор детей, обогащает их социальный опыт.