Профессия воспитатель очень древняя и почетная. Когда она появилась, сказать сложно, однако известно, что ее история началась еще в Древней Греции. В те далекие времена в состоятельных семьях был раб, который занимался воспитанием детей. Он провожал его в школу. В остальное время оберегал ребенка от различного рода опасностей, следил за его развитием, невольно формируя его поступки и поведение. Раба называли педагогом, что в переводе с греческого означало "детоводитель". Позже появился домашний воспитатель. А сама профессия воспитатель возникла после популяризации общественного образования.
Характер человека, его жизненная позиция, взгляды и моральные принципы закладываются еще в детстве. Вот почему компетентность, образованность, всестороннее развитие личности воспитателя приобретает огромную социальную значимость. Работа эта очень ответственна, так как в процессе нее формируется не только новая личность, но и новый гражданин государства. В процессе дошкольного образования происходит формирование отношения ребенка к обществу, труду, самому себе. Что в свою очередь обуславливает его дальнейшее развитие.
Образование
Профессия воспитатель требует получения диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования.
Качества, которые необходимы при работе воспитателем:
- Желание и интерес к работе с детьми.
- Творческое мышление и креативность.
- Воспитатель должен быть доброжелательным, отзывчивым, тактичным.
- Внимание и память должны быть хорошо развиты.
- Самоконтроль.
- Хорошая организованность.
- Эмоциональная устойчивость.
- Внятная и грамотная речь, эрудированность, общая культура.
- Отличные управленческие качества.
- Нормативно-правовых актов и других программно-методических документов по вопросам дошкольного образования и правам ребенка.
- Педагогики и методики дошкольного воспитания.
- Детской, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также анатомии и физиологии детей.
- Основ дефектологии.
- Литературно-художественного и музыкального репертуара.
- Различных методик обучения и развития детей.
- Правил охраны здоровья и жизни детей.
- Основ доврачебной помощи.
Воспитатель должен уметь:
Понять проблему ребенка, находить контакт с любым из детей.
Поддерживать дисциплину, но избегать грубых методов.
Применять в своей работе разные методики воспитания, образования и развития.
Выявить склонности и интересы каждого из детей и рассказать об этом родителям, для того чтобы развивать способности ребенка в дальнейшем.
Общаться и решать конфликты с родителями.
Характеристика деятельности
Воспитатель занимается организацией и проведением работ по умственному, физическому, трудовому, нравственному и эстетическому развитию детей, а также подготавливает их к школе. Обучает навыкам узнавания цифр и букв, устному счету, лепке, рисованию, пению. Занимается развитием речи детей, их мышления, знакомит с эстетическими и этическими правилами и нормами, с произведениями искусства.
Развивает у детей наблюдательность, творческую инициативу, сообразительность, самостоятельность. Воспитатель прививает детям навыки общения, развивает вежливость, правдивость, доброжелательность, приветливость и другие социально-значимые качества. Помогает укреплять здоровье воспитанников с помощью физических упражнений и закаливания, организует строгий режим занятий и отдыха.
Соблюдает санитарно-гигиенические нормы в помещениях, формирует у детей навыки личной гигиены. Контролирует качество и своевременность питания воспитанников, поведение их во время еды. Пытается приобщить детей к труду. Проводит консультации родителей по вопросам укрепления здоровья, воспитания и обучения детей. На воспитателя ложится большая ответственность за здоровье и жизнь подопечных.
Самообразование воспитателя
Для того чтобы быть успешным в современной системе образования, необходимо постоянно заниматься совершенствованием своих знаний. К сожалению, с каждым годом полученные знания теряют свою актуальность. Поэтому самообразование воспитателя – это самый эффективный способ улучшения педагогического мастерства.
Самообразование – это работа педагога по углублению и расширению полученных ранее теоретических знаний. А также это совершенствование и приобретение новых профессиональных умений и навыков, которые отвечают требованиям современной педагогики и психологии.
Категории воспитателей
Воспитатели, желающие повысить заработную плату, могут подать заявление о том, что они хотят пройти аттестацию для получения первой или высшей категории. Каждая категория дается сроком на 5 лет, по истечении этого срока ее необходимо подтвердить в том же порядке. Проходящие аттестацию письменно или с помощью компьютера отвечают на вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности. После окончания испытания комиссия выносит решение о том, соответствует или нет испытуемый занимаемой должности.
Педагогический состав
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в основном педагогическом составе находятся старшие и младшие воспитатели.
Старший воспитатель занимается организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его деятельность связана с методической работой. Его еще называют методистом. Совместно с заведующей этот специалист участвует в руководстве коллективом ДОУ, подбирает кадры, разрабатывает и внедряет новые программы и педагогические планы. Следит за тем, чтобы в группах было достаточно книг, игрушек, игр. Сотрудничает с другими ДОУ, а также школами, музеями, детскими центрами.
Старший воспитатель занимается проведением открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций. Работает с родителями детей: подготавливает стенды на различные темы, папки-передвижки и прочее.
Младший воспитатель помогает основному воспитателю правильно организовывать сон и отдых детей в группе, следит за здоровым и правильным питанием.
Его обязанности:
- приносит и раздает еду;
- убирает посуду со столов и моет ее;
- умывает детей и моет им руки;
- проводит два раза в день влажную уборку и проветривает помещение;
- меняет постельное белье;
- убирает площадки для прогулок;
- помогает одевать детей перед прогулкой и раздевать после нее.
Организации, в которых может работать воспитатель
На самом деле их не так уж и мало.
- Государственный или частный детский сад.
- Детский дом.
- Центр социальной помощи семье и детям.
- Развивающий центр.
- Органы опеки и попечительства.
Карьерный рост
Работа воспитателем не предполагает большого карьерного роста. Конечно, есть возможность когда-либо стать заведующей детским садом. Или, к примеру, заняться предпринимательской деятельностью, открыв частный детский сад или организовав развивающий центр.
Условия труда
Педагоги обычно работают посменно (днем либо вечером), в помещении или на открытом воздухе (во время прогулок и занятий на природе).
В заключение можно сказать, что профессия воспитатель безусловно актуальна и востребована в современном мире. А люди, посвятившие всю жизнь работе с детьми, достойны похвалы и большого уважения. Работа воспитателем сложна, но она многократно вознаграждается любовью детей.