Загадка в первую очередь является жанром народного творчества, которое передается из уст в уста.
Немного истории
Сначала она нужна была для того, чтобы выступать в роли передатчика религиозных представлений и мифов. Первобытные люди, которые использовали иносказательную форму в речи, были уверены в том, что тщательно маскируют свою подготовку к охоте, если не называют вслух орудий, зверей или намерения.
Люди были глубоко убеждены, что все вокруг имеет разум и настроено враждебно. Поэтому нужно приложить все усилия, чтобы перехитрить объекты природы, например реку или лес, огонь или дождь. Для этого необходима такая речь, которую не сможет понять природа.
Много позже у некоторых народов появятся даже своеобразные ритуалы - «вечера загадок», которые проводились осенью, когда заканчивались работы по уборке урожая.
Старшие предлагали маленьким тематические загадки о цветах, овощах, фруктах, животных, человеке, доме, явлениях природы, орудиях труда. Такое развлечение было полезно для подрастающего поколения для усвоения знаний, которые добывались поколениями.
Ситуация сегодня
В настоящий момент загадка почти перестала играть мистическую или социальную роль. Хотя у нее остались не менее важные задачи: художественная, образовательная и развлекательная. Особенно популярны они в качестве развлечения.
Часто применяются в детских играх, занятиях с образовательными целями. Большое их количество можно встретить в методических пособиях и развивающей литературе.
В этом обзоре мы рассмотрим загадки про фрукты, овощи, ягоды и цветы.
Основные виды
Условно все загадки можно разделить на несколько групп:
- Прямые. Они могут быть в разговорной или в стихотворной форме. В тексте прямых загадок используются различные черты предмета или явления. Например, такие детские загадки про фрукты, овощи:
Он из стран, где климат жаркий. Яркий, желтый, но несладкий.
Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон.) - Загадки-обманки. Они отличаются тем, что из-за рифмованного описания хочется ответить одно, а по смыслу надо совсем другое.
Например, такие загадки про овощи и фрукты:
Она собой любуется,
Косу растит на улице.
Любит старый и малец,
Ее имя... (Морковь, хотя очень хочется сказать: «Огурец».)Оно румяное такое,
Сочное и наливное.
И про что тут разговор?
Все же знают... (Яблоко.) Или в такой форме: Маша собрала 10 огурцов. Все, кроме 9, дети с удовольствием съели. Сколько у Маши осталось огурцов? (9, потому что съели только один.)
- Загадки на развитие образного мышления. Такие загадки включают в себя двусмысленную информацию.
Математические. Они решаются с использованием вычислений.
У Наташи было 6 яблок. 1 яблоко Наташа дала Мише, и у них стало яблок поровну.
Сколько яблок было у Миши вначале? (У Миши было 4 яблока.)Юмористические. Они чаще всего не имеют отгадки, а используются в качестве шутки, которая выражается в форме загадки или вопроса. Например: Что это такое - зеленое, белое, квадратное и не летает? (Квадратный бело-зеленый арбуз.)
И в настоящее время загадки о цветах, овощах, фруктах используются как увлекательное и эффективное средство для обучения и воспитания детей, при организации досуга. Например: Капли солнца спозаранку появились на полянке. Это в желтый сарафанчик нарядился... (Одуванчик.)
Загадки про овощи и фрукты
Чтобы малыш быстрее запомнил "героев" своей повседневной жизни, с которыми он ежедневно встречается на кухне, нужно предложить ему загадки про них. Они помогут ему запомнить названия любимых фруктов, овощей, ягод. Через них ребенок знакомится с основными цветами радуги. Загадки бывают и про форму овощей, например, можно спросить у малыша о том, какой помидор, квадратный или круглый. В ходе знакомства с продуктами, можно обозначить вкусовые качества, познакомить малыша с такими понятиями, как кислый, горький, сладкий.
Для детей дошкольного возраста главное – потрогать, попробовать на вкус, посмотреть. Так они лучше усваивают информацию и мгновенно ее запоминают. Поэтому более наглядных ребусов, чем загадки про овощи и фрукты, просто не найти, ведь капуста и картошка есть у каждой хозяйки.
Загадки в детском саду
Воспитатель в детском дошкольном учреждении, прежде чем предложить детям различные загадки, изучает жизненный опыт малышей через беседы и игры. Когда понятно, что именно знают ребята, можно отобрать соответствующие.
Загадки про овощи и фрукты способствуют развитию логического мышления у детей и знакомят их с «героями» огородов, лесов, садов.
В течение дня воспитатель обязательно обращает внимание малышей на то, что они употребляют в пищу во время завтрака, обеда и полдника. Для этого лучше всего использовать загадки.
Также проводятся подвижные и настольные игры для лучшего усвоения названий, цвета, формы, внешнего вида овощей, фруктов, ягод.
Например, игра с мячом.
Дети сидят или стоят по кругу. Воспитатель загадывает загадку. Кидает мячик. Кто поймал, тот должен назвать отгадку.
Особенно актуальны загадки про осень. Овощи, фрукты и ягоды в средней полосе созревают по большей части в это время года.
На что обратить внимание
Недостаточно просто загадывать загадки. На плечи воспитателя ложится то, что он должен проследить и скорректировать главные ошибки, которые дети допускают при разгадывании:
- Ребенок спешит ответить, не слушает до конца, не может запомнить деталей.
- Выделяется несколько косвенных признаков, при этом упускается из виду главный.
- Ребенок сознательно опускает один из признаков, который предлагается в загадке, и заменяет его так, чтобы подстроиться под свою отгадку.
При наличии каких-либо из этих ошибок необходимо обратить внимание на это. Если со временем ситуация не меняется, то выявляется причина и проводится коррекционная работа.
Загадки в быту
В повседневной жизни загадки помогают родителям не только знакомить и развивать ребенка, но и преодолевать некоторые трудности в воспитании и общении с ним.
Самый наглядный пример — это то, что овощные блюда малыши едят без особого удовольствия, а вот загадки про овощи и фрукты разгадывают с удовольствием.
Большая часть еды, которую мы употребляем, содержит овощи. Предлагая ребенку познакомиться с ними поближе через загадки, мамы тем самым убивают двух зайцев: развивают ребенка и прививают ему любовь к овощным блюдам.
Для этого в корзинку помещаются различные овощи и фрукты, ребенку загадываются загадки, а он ищет отгадку.
Например: Он похож на огурец и такой же молодец! Греет солнышком бочок сочный, вкусный... (Кабачок.)