Интегрированное занятие в средней группе: план проведения

Кто из нас в далеком прошлом не посещал детский сад? И неудивительно, ведь от того, как малыш приспособлен к социуму, общению со сверстниками и взрослыми людьми, во многом зависит его будущая успешная адаптация в школьном коллективе. Поэтому для того чтобы стать успешным, общительным, иметь логический склад ума и быть способным самостоятельно найти решения в какой-либо сложной ситуации, ребенку просто жизненно необходимо посещать детский сад. Ребятишек 4–5 лет принято называть дошкольниками. В этом возрасте родители ведут их в среднюю группу ДОУ. Задача педагогов в этот период заключается в том, чтобы максимально развить способности детей, обогатить накопленный ими до этого багаж знаний и подготовить их к школьной жизни. Для этого в детских садах проводят занятия, называемые интегрированными. О том, что они собой представляют и какую роль играют в интеллектуальном развитии малышей, узнаем из данной статьи.

Что такое интегрированное занятие?

Простыми словами можно сказать, что интегрированное занятие (в средней группе включительно) – это не что иное, как совокупность приемов, используемых с целью определения воспитанниками сути изучаемой темы, формирования у них целостной картины анализируемого явления или процесса. Подобное занятие является тематическим и включает в себя несколько различных видов деятельности. Благодаря этому процесс обучения не утомляет детей, а, напротив, вызывает у них повышенный интерес к учебе и желание узнавать новое и неизвестное. Кроме этого, интегрированное занятие в средней группе является непродолжительным, и у ребят остается достаточно времени на игры и прогулки на свежем воздухе.

Что следует учитывать при планировании интегрированного занятия?

Обучение дошкольников – сложный процесс, требующий от педагогов не только соответствующих знаний, но и усердия, терпения и огромных усилий. Важно отметить тот факт, что, планируя каждое интегрированное занятие в средней группе, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Материал должен подаваться в сжатой форме, компактно и четко.
  2. Каждое занятие должно быть продумано до мельчайших подробностей и соответствовать учебной программе.
  3. На всех этапах занятия преподаваемый ребятишкам материал интегрируемых предметов должен быть взаимосвязанным и взаимообусловленным.
  4. Учебный материал должен излагаться в понятной для детей форме.
  5. Интегрированное занятие в средней группе должно быть информационно емким, но сжатым с точки зрения временных рамок.
  6. Занятия необходимо проводить систематично, с повторением пройденного ранее материала.

интегрированное занятие в средней группе

Необходимость интегрированных занятий

Потребность в проведении интегрированных занятий в ДОУ обусловлена рядом причин, наиболее важными из которых являются:

  1. Окружающий мир познается детьми в своем огромном многообразии.
  2. Интегрированное занятие в средней группе способствует развитию интеллектуального потенциала каждого ребенка в отдельности, вызывая у него интерес к учебе и познанию.
  3. Научно доказано, что систематическое проведение интегрированных занятий благоприятно влияет на развитие коммуникативных способностей воспитанников. Дети учатся правильно выражать свои мысли, внятно и четко объяснить свою точку зрения.
  4. Интегрированные занятия проводятся в нестандартной и интересной форме, благодаря чему дети не переутомляются, находятся в хорошем расположении духа, с удовольствием идут на контакт и поддерживают диалог.
  5. Интеграция в образовании объясняется потребностью современного мира в высококвалифицированных специалистах, подготовка которых должна начинаться с самого раннего возраста, то есть с детского сада.
  6. За счет того, что интегрированные занятия включают в себя сразу несколько предметов, у детей остается больше времени на игры, общения и творческую деятельность.
  7. Малыши самореализовываются, самовыражаются, приобретая тем самым веру в собственные силы и способности.

 интегрированное занятие в средней группе по фгт

Пример плана занятия на тему «Зима»

Прежде чем провести интегрированное занятие в средней группе на тему «Зима», педагог составляет подробный план. В сжатой форме он может выглядеть следующим образом:

1. Цель – обогатить знания детей о временах года и природных явлениях, характерных для них.

2. Задача – закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе в зимний период.

3. Планируемые результаты:

  • дети знают, какие природные явления имеют место зимой;
  • безошибочно определяют зиму по ее основным признакам;
  • могут без посторонней помощи дорисовать рисунок на тему «Зима».

4. Методы: рассказ, диалог, наглядное пособие, анализ, экспериментирование.

5. Подготовка к занятию: прогулка с детьми, во время которой их внимание направляется на то, как идет снег, как он ложится на почву, деревья, дома; педагог предлагает детям слепить снеговика, поиграть в снежки и построить фигурки из снега и льда.

6. Ход занятия:

I) Вводная часть – педагог наряжается в костюм Зимы, входит в группу и приветствует ребят.

II) Основная часть:

- при помощи различных загадок воспитатель выясняет, что детишкам известно о зиме;

- используя наглядное пособие, педагог дополняет ответы детей;

- новую информацию предлагается закрепить практически (проводится какой-нибудь увлекательный эксперимент);

- физкультурная пауза;

- проведение дидактической игры, в ходе которой ребята должны выявить признаки изучаемого времени года;

- детишкам предлагается нарисовать рисунок на тему «Зима».

III) Итог интегрированного занятия: педагог благодарит детей за проявленный интерес, задает наводящие вопросы и хвалит за правильные ответы.

интегрированное занятие в средней группе на тему зима

Пример занятия (интегрированного) на тему «Весна»

Интегрированное занятие в средней группе на тему «Весна» можно спланировать следующим образом:

  1. Постановка цели – продолжить знакомить дошкольников с изменениями, происходящими в природе ранней весной.
  2. Задачи – закрепить знания малышей о весне.
  3. Используемые приемы: беседа, чтение литературы на соответствующую тему, наблюдение, анализ, сравнение, пение, рисование.
  4. Подготовительная работа: прогулка на свежем воздухе, во время которой воспитатель просит детей обратить внимания на изменения, произошедшие в природе по окончании зимы (растаял снег, по дорогам бегут ручейки, появляется травка и первые цветочки и т. д.).
  5. Ход занятия:
  • Загадки на тему «Весна».
  • Чтение стихотворения о весне, после чего педагог задает детям вопросы.
  • Проведение дидактической игры, в ходе которой дети должны включить воображение и продемонстрировать, как растет травка, расцветают цветочки, все ярче светит солнышко, растет день и уменьшается ночь;
  • Физкультурная пауза, пальчиковая игра.
  • Проведение игры «Угадай детеныша»: воспитатель называет животного, а задача ребятишек – правильно назвать его детеныша.
  • Заучивание песни о весне.

интегрированное занятие в средней группе на тему весна

Пример плана-конспекта занятия на тему «Осень»

Интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» можно провести, придерживаясь следующего плана:

  1. Цель – закрепить знания дошколят об осени и происходящих в этом сезоне природных явлений.
  2. Задачи: научить ребенка бережно относится к природе, закрепить знания малыша об осени.
  3. Используемые методы: диалог, небольшое театрализованное представление с участием детей, чтение стихов и отгадывание загадок, наглядный материал в виде слайд-шоу.
  4. Подготовка к занятию: организация экскурсии в лес.
  5. Ход занятия:
  • Воспитатель наряжается в костюм весны, приветствует детей и просит их отгадать несколько загадок на тему осени.
  • Педагог с выражением читает 1-2 стихотворения об осени, после чего задает детишкам вопросы.
  • Чтобы интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» было увлекательным, педагог предлагает воспитанникам поучаствовать в небольшом театрализованном представлении. Для этого он раздает им маски разных зверей и помогает выучить короткий текст из 1-2 предложений.
  • Воспитатель просит детей подойти к компьютеру и демонстрирует им слайд-шоу об осени и различных осенних явлениях.

интегрированное занятие в средней группе на тему осень

Примерный план занятия по математике

Можно провести интегрированное занятие в средней группе по математике под названием «Математический паровозик». Спланировать такое занятие несложно. К примеру:

  1. Цель – научить ребенка правильно определять геометрические фигуры, а также отличать утро ото дня, вечер от ночи.
  2. Задача – закрепить знания ребенка о геометрических фигурах.
  3. Методы: диалог, рассказ, наблюдение, сравнение, наглядный материал.
  4. Подготовка к занятию: педагог подбирает для предстоящего занятия набор геометрических фигур ярких цветов, расставляет на столах карандаши, кисточки, гуашь, альбомы для рисования, рабочие тетради, на стену клеит плакат, на котором изображены части суток.
  5. Ход занятия:
  • Воспитатель входит в помещение, приветствует детей и предлагает им отправиться в путешествие на паровозе. В этой увлекательной поездке педагогу предстоит быть кондуктором, а ребятам – пассажирами.
  • Дошкольники должны определить свои места в вагонах в соответствии с предложенными им цифрами (от 1 до 5).
  • После того как дети займут свои места в «вагонах», воспитатель торжественно объявляет, что поезд отправляется.
  • Держась за спины друг друга, дети перемещаются по помещению до тех пор, пока воспитатель не объявит остановку.
  • Первая остановка называется «Мячи». Педагог показывает воспитанникам сначала один мяч, а затем несколько. Мячи должны быть разных цветов и размеров. Детям предлагается назвать, какого они цвета, формы, и посчитать их количество.
  • Вторая остановка называется «Части суток». Педагог просит воспитанников подойти к плакату «Части суток», внимательно его рассмотреть и составить по нему короткий рассказ. После того как дети справятся с этим заданием, воспитатель предлагает им открыть свои рабочие тетради и нарисовать в них вечернюю прогулку с родителями.
  • Третья остановка называется «Геометрические фигуры». Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором расположены различные геометрические фигуры. Перед ребятами ставится задача правильно выбрать ту из них, которую назовет педагог. Далее следует работа в тетрадях. Дошкольники должны нарисовать все выученные ими геометрические фигуры и разукрасить их.
  • Четвертая остановка называется «Любимая группа». Педагог объявляет о том, что путешествие подошло к концу, и хвалит детей за их хорошее поведение и проявленный ими интерес.

интегрированное занятие в средней группе по математике

Пример плана занятия по ФГТ

Интегрированное занятие в средней группе по ФГТ на тему «Веселая прогулка» можно провести, руководствуясь следующим планом:

  1. Цель – ознакомить детей с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать на улице.
  2. Задача – сформировать у детей навыки безопасного и культурного поведения на улице.
  3. Используемые методы: игрушечные автомобили, светофор, белые бумажные полоски (пешеходный переход).
  4. Подготовка к занятию: экскурсии в пределах города, просмотр фотографий и тематических иллюстраций, диалог, чтение познавательных рассказов.
  5. Ход занятия:
  • Воспитатель заходит в группу и приветствует детей.
  • Воспитатель предлагает ребятам побеседовать и рассказать, как каждый из них добрался сегодня в садик. При этом, чтобы упростить детям задачу, педагог задает им наводящие вопросы и показывает разные иллюстрации.
  • Далее воспитатель показывает дошкольникам светофор и объясняет значение каждого его цвета. После этого детям предлагается послушать увлекательный рассказ с целью лучшего запоминания полученной информации.
  • Следует игра «Я – пешеход». Суть заключается в том, чтобы дети построили на своих столах настоящий маленький городок, в котором есть большие и маленькие улицы, дороги, автострады, пешеходы и различные виды транспорта. Дети должны передвигать фигурки пешеходов по «городу», не нарушая при этом элементарных правил безопасности.
  • По окончании игры педагог просит воспитанников нарисовать светофор и раскрасить его, а затем объяснить обозначение каждого цвета.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.