Кто из нас в далеком прошлом не посещал детский сад? И неудивительно, ведь от того, как малыш приспособлен к социуму, общению со сверстниками и взрослыми людьми, во многом зависит его будущая успешная адаптация в школьном коллективе. Поэтому для того чтобы стать успешным, общительным, иметь логический склад ума и быть способным самостоятельно найти решения в какой-либо сложной ситуации, ребенку просто жизненно необходимо посещать детский сад. Ребятишек 4–5 лет принято называть дошкольниками. В этом возрасте родители ведут их в среднюю группу ДОУ. Задача педагогов в этот период заключается в том, чтобы максимально развить способности детей, обогатить накопленный ими до этого багаж знаний и подготовить их к школьной жизни. Для этого в детских садах проводят занятия, называемые интегрированными. О том, что они собой представляют и какую роль играют в интеллектуальном развитии малышей, узнаем из данной статьи.
Что такое интегрированное занятие?
Простыми словами можно сказать, что интегрированное занятие (в средней группе включительно) – это не что иное, как совокупность приемов, используемых с целью определения воспитанниками сути изучаемой темы, формирования у них целостной картины анализируемого явления или процесса. Подобное занятие является тематическим и включает в себя несколько различных видов деятельности. Благодаря этому процесс обучения не утомляет детей, а, напротив, вызывает у них повышенный интерес к учебе и желание узнавать новое и неизвестное. Кроме этого, интегрированное занятие в средней группе является непродолжительным, и у ребят остается достаточно времени на игры и прогулки на свежем воздухе.
Что следует учитывать при планировании интегрированного занятия?
Обучение дошкольников – сложный процесс, требующий от педагогов не только соответствующих знаний, но и усердия, терпения и огромных усилий. Важно отметить тот факт, что, планируя каждое интегрированное занятие в средней группе, необходимо учитывать следующие моменты:
- Материал должен подаваться в сжатой форме, компактно и четко.
- Каждое занятие должно быть продумано до мельчайших подробностей и соответствовать учебной программе.
- На всех этапах занятия преподаваемый ребятишкам материал интегрируемых предметов должен быть взаимосвязанным и взаимообусловленным.
- Учебный материал должен излагаться в понятной для детей форме.
- Интегрированное занятие в средней группе должно быть информационно емким, но сжатым с точки зрения временных рамок.
- Занятия необходимо проводить систематично, с повторением пройденного ранее материала.
Необходимость интегрированных занятий
Потребность в проведении интегрированных занятий в ДОУ обусловлена рядом причин, наиболее важными из которых являются:
- Окружающий мир познается детьми в своем огромном многообразии.
- Интегрированное занятие в средней группе способствует развитию интеллектуального потенциала каждого ребенка в отдельности, вызывая у него интерес к учебе и познанию.
- Научно доказано, что систематическое проведение интегрированных занятий благоприятно влияет на развитие коммуникативных способностей воспитанников. Дети учатся правильно выражать свои мысли, внятно и четко объяснить свою точку зрения.
- Интегрированные занятия проводятся в нестандартной и интересной форме, благодаря чему дети не переутомляются, находятся в хорошем расположении духа, с удовольствием идут на контакт и поддерживают диалог.
- Интеграция в образовании объясняется потребностью современного мира в высококвалифицированных специалистах, подготовка которых должна начинаться с самого раннего возраста, то есть с детского сада.
- За счет того, что интегрированные занятия включают в себя сразу несколько предметов, у детей остается больше времени на игры, общения и творческую деятельность.
- Малыши самореализовываются, самовыражаются, приобретая тем самым веру в собственные силы и способности.
Пример плана занятия на тему «Зима»
Прежде чем провести интегрированное занятие в средней группе на тему «Зима», педагог составляет подробный план. В сжатой форме он может выглядеть следующим образом:
1. Цель – обогатить знания детей о временах года и природных явлениях, характерных для них.
2. Задача – закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе в зимний период.
3. Планируемые результаты:
- дети знают, какие природные явления имеют место зимой;
- безошибочно определяют зиму по ее основным признакам;
- могут без посторонней помощи дорисовать рисунок на тему «Зима».
4. Методы: рассказ, диалог, наглядное пособие, анализ, экспериментирование.
5. Подготовка к занятию: прогулка с детьми, во время которой их внимание направляется на то, как идет снег, как он ложится на почву, деревья, дома; педагог предлагает детям слепить снеговика, поиграть в снежки и построить фигурки из снега и льда.
6. Ход занятия:
I) Вводная часть – педагог наряжается в костюм Зимы, входит в группу и приветствует ребят.
II) Основная часть:
- при помощи различных загадок воспитатель выясняет, что детишкам известно о зиме;
- используя наглядное пособие, педагог дополняет ответы детей;
- новую информацию предлагается закрепить практически (проводится какой-нибудь увлекательный эксперимент);
- физкультурная пауза;
- проведение дидактической игры, в ходе которой ребята должны выявить признаки изучаемого времени года;
- детишкам предлагается нарисовать рисунок на тему «Зима».
III) Итог интегрированного занятия: педагог благодарит детей за проявленный интерес, задает наводящие вопросы и хвалит за правильные ответы.
Пример занятия (интегрированного) на тему «Весна»
Интегрированное занятие в средней группе на тему «Весна» можно спланировать следующим образом:
- Постановка цели – продолжить знакомить дошкольников с изменениями, происходящими в природе ранней весной.
- Задачи – закрепить знания малышей о весне.
- Используемые приемы: беседа, чтение литературы на соответствующую тему, наблюдение, анализ, сравнение, пение, рисование.
- Подготовительная работа: прогулка на свежем воздухе, во время которой воспитатель просит детей обратить внимания на изменения, произошедшие в природе по окончании зимы (растаял снег, по дорогам бегут ручейки, появляется травка и первые цветочки и т. д.).
- Ход занятия:
- Загадки на тему «Весна».
- Чтение стихотворения о весне, после чего педагог задает детям вопросы.
- Проведение дидактической игры, в ходе которой дети должны включить воображение и продемонстрировать, как растет травка, расцветают цветочки, все ярче светит солнышко, растет день и уменьшается ночь;
- Физкультурная пауза, пальчиковая игра.
- Проведение игры «Угадай детеныша»: воспитатель называет животного, а задача ребятишек – правильно назвать его детеныша.
- Заучивание песни о весне.
Пример плана-конспекта занятия на тему «Осень»
Интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» можно провести, придерживаясь следующего плана:
- Цель – закрепить знания дошколят об осени и происходящих в этом сезоне природных явлений.
- Задачи: научить ребенка бережно относится к природе, закрепить знания малыша об осени.
- Используемые методы: диалог, небольшое театрализованное представление с участием детей, чтение стихов и отгадывание загадок, наглядный материал в виде слайд-шоу.
- Подготовка к занятию: организация экскурсии в лес.
- Ход занятия:
- Воспитатель наряжается в костюм весны, приветствует детей и просит их отгадать несколько загадок на тему осени.
- Педагог с выражением читает 1-2 стихотворения об осени, после чего задает детишкам вопросы.
- Чтобы интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» было увлекательным, педагог предлагает воспитанникам поучаствовать в небольшом театрализованном представлении. Для этого он раздает им маски разных зверей и помогает выучить короткий текст из 1-2 предложений.
- Воспитатель просит детей подойти к компьютеру и демонстрирует им слайд-шоу об осени и различных осенних явлениях.
Примерный план занятия по математике
Можно провести интегрированное занятие в средней группе по математике под названием «Математический паровозик». Спланировать такое занятие несложно. К примеру:
- Цель – научить ребенка правильно определять геометрические фигуры, а также отличать утро ото дня, вечер от ночи.
- Задача – закрепить знания ребенка о геометрических фигурах.
- Методы: диалог, рассказ, наблюдение, сравнение, наглядный материал.
- Подготовка к занятию: педагог подбирает для предстоящего занятия набор геометрических фигур ярких цветов, расставляет на столах карандаши, кисточки, гуашь, альбомы для рисования, рабочие тетради, на стену клеит плакат, на котором изображены части суток.
- Ход занятия:
- Воспитатель входит в помещение, приветствует детей и предлагает им отправиться в путешествие на паровозе. В этой увлекательной поездке педагогу предстоит быть кондуктором, а ребятам – пассажирами.
- Дошкольники должны определить свои места в вагонах в соответствии с предложенными им цифрами (от 1 до 5).
- После того как дети займут свои места в «вагонах», воспитатель торжественно объявляет, что поезд отправляется.
- Держась за спины друг друга, дети перемещаются по помещению до тех пор, пока воспитатель не объявит остановку.
- Первая остановка называется «Мячи». Педагог показывает воспитанникам сначала один мяч, а затем несколько. Мячи должны быть разных цветов и размеров. Детям предлагается назвать, какого они цвета, формы, и посчитать их количество.
- Вторая остановка называется «Части суток». Педагог просит воспитанников подойти к плакату «Части суток», внимательно его рассмотреть и составить по нему короткий рассказ. После того как дети справятся с этим заданием, воспитатель предлагает им открыть свои рабочие тетради и нарисовать в них вечернюю прогулку с родителями.
- Третья остановка называется «Геометрические фигуры». Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором расположены различные геометрические фигуры. Перед ребятами ставится задача правильно выбрать ту из них, которую назовет педагог. Далее следует работа в тетрадях. Дошкольники должны нарисовать все выученные ими геометрические фигуры и разукрасить их.
- Четвертая остановка называется «Любимая группа». Педагог объявляет о том, что путешествие подошло к концу, и хвалит детей за их хорошее поведение и проявленный ими интерес.
Пример плана занятия по ФГТ
Интегрированное занятие в средней группе по ФГТ на тему «Веселая прогулка» можно провести, руководствуясь следующим планом:
- Цель – ознакомить детей с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать на улице.
- Задача – сформировать у детей навыки безопасного и культурного поведения на улице.
- Используемые методы: игрушечные автомобили, светофор, белые бумажные полоски (пешеходный переход).
- Подготовка к занятию: экскурсии в пределах города, просмотр фотографий и тематических иллюстраций, диалог, чтение познавательных рассказов.
- Ход занятия:
- Воспитатель заходит в группу и приветствует детей.
- Воспитатель предлагает ребятам побеседовать и рассказать, как каждый из них добрался сегодня в садик. При этом, чтобы упростить детям задачу, педагог задает им наводящие вопросы и показывает разные иллюстрации.
- Далее воспитатель показывает дошкольникам светофор и объясняет значение каждого его цвета. После этого детям предлагается послушать увлекательный рассказ с целью лучшего запоминания полученной информации.
- Следует игра «Я – пешеход». Суть заключается в том, чтобы дети построили на своих столах настоящий маленький городок, в котором есть большие и маленькие улицы, дороги, автострады, пешеходы и различные виды транспорта. Дети должны передвигать фигурки пешеходов по «городу», не нарушая при этом элементарных правил безопасности.
- По окончании игры педагог просит воспитанников нарисовать светофор и раскрасить его, а затем объяснить обозначение каждого цвета.