В современном мире авиации правят балл огромные крылатые машины. В ряду дозвуковых пассажирских перелетов можно выделить несколько гигантов, способных поднять в воздух четыреста - пятьсот человек за один присест. На их фоне особенно выделяется "Боинг 747", схема салона которого позволят размещать путешественников на двух пассажирских палубах одновременно.
Размер имеет значение
Эпоха послевоенного времени ознаменовалась взрывным спросом на рынке авиации. Глобальный рост объемов пассажирских авиаперевозок в шестидесятых годах поставил перед инженерами концерна "Боинг" непростую задачу. Необходимо было спроектировать самолет в два раза больше ходового в то время "семьсот седьмого". Национальная компания "Пан Американ" не справлялась с потоками людей, желающих осуществить авиапутешествие по воздуху в минимально короткие сроки. Такое положение дел заставило ее разместить тендер на разработку, производство, испытания и поставку самого большого летательного аппарата в мире на турбореактивной тяге.
Расширение производства
"Пан Американ" оправдала ожидания руководства «Боинга» и заказала двадцать пять самолетов из первых ста экземпляров пилотной серии. Годом позднее, в 1971 году, авиаперевозчик разместил заказ на такое же количество летательных аппаратов "Боинг 747 200", схема салона которых и более мощные двигатели позволяли увеличить общее количество полезного груза и пассажиров на борту.
Самолет-гигант построили, испытали и сертифицировали менее чем за четыре года, что является очень коротким сроком даже для новой модели малогабаритного воздушного судна. Существующий завод авиаконцерна не позволял строить машины таких больших габаритов в своих цехах. Они туда просто не помещались. Специально под "Боинг 747", схема салона которого предусматривала наличие дополнительной верхней палубы, а также высотной кабины пилота на верхней палубе, был построен новый завод в городе Эверетт, штат Вашингтон.
Интересные факты
Работа шла ударными темпами. Эксклюзивно под новый класс летательных аппаратов компания "Пратт энд Витни" спроектировала нестандартно большой турбовентиляторный двигатель на реактивной тяге с индексом JT9T. Агрегат обладал высокой степенью двухконтурности и устанавливался в количестве четырех штук, по два на каждое крыло. Интересный факт заключается в том, что компания пошла на маленькую хитрость. Для обеспечения возможной замены вышедшего из строя двигателя в аэропортах, удаленных от сервисных центров компании, дополнительная точка крепления двигателя была установлена под фюзеляжем, недалеко от крепления двигателя номер два. Таким образом самолет-донор доставлял запасной мотор своему поломавшемуся собрату, взлетая с пятью установленными двигателями, но управляя только четырьмя из них.
Другой интересный факт связан с высокой кабиной пилотов на этом монстре. Для того чтобы выработать у будущих пилотов 747-го навыки пилотирования и чувство скорости на такой высоте (а почувствовать нужную скорость на такой высоте непросто – она воспринимается заметно ниже действительной), был изобретен специальный тренажер. На крышу грузовика устанавливали рабочее место пилота в макете кабины самолета "Боинг 747". Схема салона автомобиля и строение его крыши допускали возможность безопасной эксплуатации такого гибрида на закрытой территории. Он использовался для отработки процедур руления, постановки на стоянку и выхода на предварительный/исполнительный старт будущими пилотами. Тренажер получил название «Фургон Уоддела», в честь Джека Уоддела, первого летчика-испытателя этой новой серии.
Туманные перспективы
Разработка новой конструкции самолета такого масштаба и постройка завода небывалых размеров практически поставили компанию на грань банкротства. Однако многомиллионные прибыли от продаж первых моделей полностью окупили затраты, выведя баланс авиаконцерна на недосягаемый до этого уровень.
Однако, несмотря на этот позитивный факт, будущее уже созданной серии летательного аппарата оставалось туманным. Не помогло решить проблему и обновление серии до модели "Боинг 747 300", схема салона которого позволяла разместить заметно больше пассажиров, чем на предыдущей двухсотой версии, за счет увеличения длины верхней палубы. Вопросы оставались неизменны. Насколько рентабельно использовать такой самолет? Экономичен ли он, в том числе на дальних дистанциях? Оправдают ли себя огромные затраты на его лизинг?
Конкуренты не дремлют
Сомнения топ-менеджеров и владельцев компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, подстегнул также топливный кризис, разразившийся в мире в начале семидесятых годов. Взрывной рост цен на нефть моментально взвинтил и цены на авиабилеты. Спрос на путешествия по воздуху стал резко падать. Масло в огонь подливали и неспокойные конкуренты, в том числе и внутри одной компании. Кроме новинок рынка, таких как DC-10, L-1011 и А300, новый широкофюзеляжный В767 уверенно отвоевывал свои позиции, составляя конкуренцию модели "Боинг 747". Схема салона "семьсот шестьдесят седьмого" позволяла вместить меньшее количество пассажиров, однако он был намного экономичнее, компактнее, и не такой дорогой в обслуживании.
Перспективное обновление
С похожими трудностями сейчас сталкивается молодой авиагигант небесного пространства, "Аэробус А380". Он был разработан европейским производителем по программе Airbus А3ХХ, для создания конкуренции набирающему обороты производителю из штатов. В ответ на этот ход американцы запустили в проект модель "Боинг 747 500". Схема салона перспективного поколения серии допускала вместимость до 800 человек на один рейс. Параллельно запустили в работу проект шестисотой серии крылатой машины, со схожими летными характеристиками, однако эти идеи так и остались на бумаге.
В 2005 году компания анонсировала очередной апдейт своего творения. Удлиненная на пять с половиной метров версия ходового 747-400 впервые поднялась в воздух 8 февраля 2010 года. Модели был присвоен индекс 747-8, или, по принятой в компании кодировке моделей, "Боинг 747 800". Схема салона обновленного самолета позволяет перевозить на пятьдесят одного пассажира и на два грузовых авиаподдона больше, чем предыдущая версия В744. В пассажирской версии летательного аппарата также произошли заметные глазу изменения. Вход для пассажиров стал более просторным, лестница на вторую палубу стала более пологой, а в версии SkyBunks спуститься на нижнюю палубу можно по второй лестнице.
Российские реалии
В России основной заказчик моделей "Боинг 747" – "Трансаэро". Схема салона эксплуатируемых перевозчиком самолетов предоставляет 522 места на большинстве из 20 бортов, работающих на различных маршрутах. Отзывы руководства, пилотов и пассажиров в большинстве своем положительные. Машина понятная, удобная, легко контролируемая в воздухе. Высокая посадка пилотажной бригады предоставляет больший обзор на рулежке, а благодаря своей необычной форме фюзеляжа, другие пилоты сразу же замечают "Боинг 747 Трансаэро". Схема салона и гибкость его компоновки позволяет авиаперевозчикам устанавливать салоны и классы обслуживания по различным стандартам, в том числе по их собственным. А примечательная пассажировместимость салона и возможность самолета совершать посадку на основных ВПП стандартных длин дает этой машине дополнительное преимущество перед своими европейскими конкурентами.