Исторические картины, написанные по реальным сюжетам, всегда были интересны российским и советских художникам разного уровня. Это наследие сравнимо с летописями всех времен. Реалистичные, дополненные некоторой долей вымысла красочные сюжеты, пейзажи или люди - возможно все. Исторические картины не знают границ во всем многообразии своего жанра. Главной задачей художника является донесение до ценителей искусства веры в реалистичность даже мифических историй. Ведь любая сказка имеет право на жизнь, если этого хотят люди.
История глазами Ильи Репина
Кто не знает знаменитых репинских "Бурлаков" или "Запорожских казаков"? Никому сейчас достоверно не известно, действительно ли эти эти события имели место быть. Но мы верим Репину, потому что хотим этого.
Мало кто знает, но замысел картины "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" Репин вынашивал долгие годы. Первый набросок был сделан им в 1878 г., причем композиционно он не сильно отличался от последней версии. Здесь уже есть и писарь, и казак, вытягивающий вверх руку, и некоторые другие персонажи. Композиция отличается открытостью, неограниченностью плана.
Далее художник рисует два крупных эскиза с интервалом в несколько лет. Сюжет становится более полным, а композиция - компактной. Чуть позже, а точнее в 1891 и 1893 гг. появляются две картины на ту же тему. Первая полностью закончена, а вторая осталась недоработанной. Интересно, что самая поздняя картина по сути таковой не является. Это ранний вариант, набросок, который Репин дорабатывал по просьбе Третьякова.
Исторические сюжеты в картинах Г. Мясоедова
Исторические и бытовые картины представлены в творчестве Мясоедова. Любовь к продобным сюжетам он открыл в себе еще в художественной Академии, где за свою дипломную работу получил золотую медаль и признание таланта.
Мясоедова многие узнают по картине "Земство обедает". Это художественное произведение стало одним из самых значимых в его творчестве. Темное по краскам, но удивительно яркое по эмоциям, полотно захватывает душу и не дает отвести от себя взгляд. Художник демонстрирует разницу между социальными слоями: крестьяне, пришедшие на поклон к земству, вынуждены смиренно ждать, пока управляющие служащие обедают. Хотя герои картины вполне могут быть представителями органа самоуправления, но, чувствуя себя некомфортно за одним столом со знатью, жмутся к дверям и не решаются трапезничать рядом с ними.
На фоне бедности и ущемленности крестьянского сословия официант в окне земства выглядит особенно цинично. Исторические события картины обсуждались многими литераторами и художниками, ее однозначно принимали, кто-то пытался подражать мясоедовскому стилю, но именно этот холст остался качественной исторической характеристикой прошлого времени.
Суриков и его "Боярыня Морозова"
Исторические картины Сурикова - это всегда нечто большее, чем просто сюжет, художественно исполненный на полотне. Знаменитая "Боярыня Морозова", в отличие от "Земства" Мясоедова, демонстрирует не столько разность сословий, сколько единение простых людей.
Главная героиня изображена в мехах и кандалах, ее везут на казнь. Но сколько гордости и непокорности в ее взгляде! Какое сочувствие в глазах простого народа! При всей разнице в сословном положении сейчас, в этот момент, они едины. Боярыня не отказалась от веры, значит, от народа. Скоро она умрет, но никому не сломать ее жизненных ценностей. Простые люди уважают ее и провожают сани.
Исторические картины Сурикова всегда полны драматизма и непоколебимой веры. Яркие краски добавляют оптимистические нотки в произведения, поэтому они не воспринимаются угнетающе.
Вместо заключения
Исторические картины художников никого и никогда не оставляют равнодушным. В любом человеке на генетическом уровне заложено желание знать свою историю. Эмоциональность и переданная правдивость сюжетных линий заставляет задумываться и внутренне очищаться.
Вглядываясь в исторические картины, написанные много десятилетий, а иногда и несколько сотен лет назад, можно увидеть в них себя или своих знакомых, родственников, друзей. Ведь со временем меняется только мода - люди с их переживаниями, страданиями и радостью остаются прежними. История учит жить, не повторяя ошибок наших предков и веря в то, что добро живет рядом.